Шестая годовщина


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 06:33:11 16/04/1999:

Христос Воскресе! 
 
Год назад я готовил материалы для статьи в листок нашего храма, посвященной пятой годовщине со дня трагедии, которая произошла на Пасху 1993 года, когда сатанистами были убиты три монаха Оптиной пустыни: иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт. Думал написать статью, но нашел один отрывок из слова свт. Иоанна Златоуста, который словно и был написан к этому случаю. От себя уже не пришлось ничего добавлять. Еще я нашел проповедь известного старца Илия из Оптиной по поводу этого убийства. Там он неоднократно подчеркивает, что это убийство нанесло страшный вред Церкви. С человеческой точки зрения — так, ведь погибли лучшие. Но Златоуст пишет иначе. Говорю это не для осуждения старца, он действительно большой подвижник, а как аргумент к вопросу о необходимости держаться Святоотеческого Предания, порой там можно найти ныне почти забытые азбучные истины. 
 
Из слова свт. Иоанна Златоуста "К враждующим против монашеской жизни" 
Кто бы не решился вести борьбу против людей, предпринимающих доброе дело, борется не против людей, но, прежде их, против самого Бога, ими чтимого. А ведущему борьбу против Бога никогда невозможно кончить добром... 
Конечно, если бы зло состояло только в том, что святые Божии и дивные мужи бывают схватываемы и терзаемы, влекомы на судилища и подвергаемы побоям и другим страданиям, а на главу виновников такого буйства не обращалось никакого вреда; то я не только не стал бы скорбеть о случившемся, но еще весьма много и с удовольствием посмеялся бы этому. Так малые дети, когда безвредно бьют матерей, возбуждают большой смех в тех, кого они бьют, и чем с большей раздражительностью делают это, тем более доставляют матерям удовольствие, так что они заливаются и надрываются от смеха; когда же дитя, делая это часто и порывисто, поранит себя или булавкой, воткнутой в матерней одежде около пояса, или иголкой на груди матери, задевшей за руку дитяти: тогда уже мать, перестав смеяться, предается скорби больше самого пораненного и то лечит рану, то с сильной угрозою запрещает ему делать это впредь, чтобы опять не потерпеть того же самого.  
Так же и мы поступили бы, если бы видели в том деле детскую раздражительность и удар младенческий, не причиняющий им большого вреда. Но так как эти люди, хотя теперь, в пылу гнева, не предчувствуют, но спустя немного будут плакать, стонать и рыдать, не таким рыданием, как малые дети, но тем, что во тьме кромешной, что в огне неугасимом; то и мы со своей стороны сделаем то же, что матери, с тем только различием от них, что не с угрозой и бранью, как они, но с ласковостью и полной любовью скажем этим детям: "от этого святым мужам нет никакого вреда, напротив, еще высшая награда и большее дерзновение; если мы станем говорить о будущих благах, вы, может быть, будете смеяться, так как привыкли всегда над этим смеяться; а настоящему, хотя бы вы в тысячу раз более любили смеяться, вы непременно поверите, потому что не можете не верить, если бы и хотели, когда самые дела говорят против вас".  
Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы, и поносят, и пронесут имя ваше, яко зло, Сына человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день, и взыграйте: се бо мзда ваша многа на небеси (Лк. 6, 22,23). Итак, если перенесение страданий и злословий доставляет награду страждущим и злословимым, то препятствующий им страдать и слушать злословия доставляет пользу не им, а тем, которые говорят и делают зло. Им, напротив, причиняет он вред, лишая их высшей награды и отнимая у них основание большей радости и ликования, так что для них надлежало бы (нам) молчать и дать совершиться тому, что приготовляет им великое обилие благ и наибольшее дерзновение. Но так как мы члены друг друга, то, хотя бы сами они и отвергали дар, нам при таком взаимном отношении не должно, заботясь об одной части, оставлять без внимания другую. У тех (отшельников), если они теперь и не пострадают, будет иной случай заслужить добрую славу, а эти, если не прекратят вражды против них, не смогут уже спастись. 
 
Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Том 1, кн.1. "К враждующим против монашеской жизни", стр. 45, 48-50. 
 
 
Стихотворение иеромонаха Василия 
 
Я сказал: буду верен словам до конца, 
Посмотрю за своим непутевым житьем. 
И невольно прибавил: на все, что слегка, 
Стану я отвечать молчаливым кивком. 
 
Я немым оказался на людной земле, 
Беспредельно смотрел на распятье добра. 
И раздумья одни воцарились в душе, 
И безумная скорбь одолела меня. 
 
Запылало отчаяньем сердце мое, 
Загорелись и мысли незримым огнем. 
И тогда в поднебесье я поднял лицо, 
Говорить начиная другим языком: 
 
Покажи мне, Владыко, кончину мою, 
Приоткрой мне число уготованных дней. 
Может я устрашусь, оттого что живу, 
И никто не осилит боязни моей. 
 
Приоткрой, а потом от меня отойди, 
Чтобы в скорби земной возмужала душа, 
Чтобы я укрепился на крестном пути 
Прежде чем отойду, и не будет меня...


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]