[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Феофил 11:00:00 19/04/1999
в ответ на:
Re (9): по поводу истины и духовника, отправлено
Евгений 12:59:29 09/04/1999
Добрый день Евгений и Андрей (который partisan)! Вот, Светлую Седьмицу прожили, можно дискутировать дальше. Если я правильно понимаю наше разномыслие, которое может быть между нами (1 Кор.11:19), состоит: во-первых, о добрых делах, как таковых ; во-вторых, что чему предшествует, стяжание Святого Духа или отвержение себя; и в третьих об единственности пути христианина. Поправьте, если не так понял. Сразу хочу заявить, что пути христианина множественны, цель же одна -стяжание Духа Святого. Такое впечателение, что мы смешали понятия средства (пути) и цели. Придется разбираться. Давайте будем рассматривать два первых вопроса в свете беседы св. Серафима Саровского с купцом Мотовиловым. Батюшка говорил о цели христианина: " СТЯЖИТЕ ДУХА СВЯТАГО ..." Т.е перед вселением Духа Святого в нас грешных, должен следовать некий, часто длительный, процесс какого-то духовного делания (стяжания). Какого же? Батюшка говорил: "Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего.." Т.е. вот возможные СРЕДСТВА стяжания Духа Святого. Хочу выделить их отдельно, т.к. это и есть христианские евангельские пути: ПОСТ МОЛИТВА МИЛОСТЫНЯ ВСЯКОЕ ХРИСТА РАДИ ДЕЛАЕМОЕ ДЕЛО. И каждый определяет, как учил св. Серафим, наиболее выгодное и удобное для себя средство. Осмелюсь высказать свое мнение, что пост и молитва -это основное средство, которым стяжают Дух Святой подвижники в монастыре. Милостыня же и всякое Христа ради делаемое дело это средство в основном мирян (пишу "в основном", потому что так удобнее и ВЫГОДНЕЕ монахам и мирянам соответственно). Конечно, по мере сил и возможностей, каждый использует все эти и другие средства вместе. Я не брал на себя монашеского подвига, поэтому буду говорить за подвизающихся в миру. На них же Господь возлагает подвиг служения ближним, и готов поставить справа от Себя лишь за то, что: "ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. И уточняет: ... ТАК КАК ВЫ СДЕЛАЛИ ЭТО ОДНОМУ ИЗ СИХ БРАТЬЕВ МОИХ МЕНЬШИХ, ТО СДЕЛАЛИ МНЕ." Неужели это, как писал один брат, просто СОБЕС? Нет, это один из христианских путей путь доброделания. И для нас здесь лишь вопрос ради Христа или ради себя любимого добрые дела делаются нами? Мое мнение: мы не можем определить делают ли брат или сестра христиане (или монахиня Мария Скобцова) дела эти ради себя или ради Христа. Только Господь ведает глубину сердец и, если мы не видели, как верующий человек получал зарплату за такие дела или не видели, как он гордился ими, или нам свидетельствовали многие истинность их дел, то мы должны верить, что они были ради Христа. И еще здесь как раз и присутствует один важный момент различения ради себя или ради Господа были дела: если отвергся себя, то это дело ради Христа (=ради ближнего); нет, то ... увы! Вышесказанным я и хочу доказать свое мнение, что стяжанию Духа Святого обязательно предшествует отвержение себя. И отвержение не противоречит стяжанию, а является его началом. Теперь по вашим, братья, замечаниям. Возможно повторюсь. >Евгений: Отвергнись себя для чего? Для служения ближнему или для исправления самого себя через отвержение от себя. Чей крест мы должны взять? Чужой или свой? Нельзя отделять одно от другого, все здесь связано и не отделимо: мы отвергаемся себя и ради Христа и для ближнего. >"Отвергнись себя", отвергнись от того лживого духа, который советует нам немедленно взяться за исправление окружающего мира под видом "делания добрых дел", Опять же вопрос об отвержении себя. Если чувствуем, что наши дела только вид делания их, то свою награду мы уже получили. ... отвергнуться себя ради ближнего, ибо, как пишет м. Мария, "таков единственный подлинный путь христианина"? Вы приписываете м. Марии, того, что она не писала. Писала же она о том, что правильность христианского пути В ЕДИНСТВЕ отвержения СЕБЯ И РАДИ ХРИСТА И РАДИ БЛИЖНЕГО. Одно без другого это уже не полнота, а ложь. И строит она свои заключения на двух главных не раздельных заповедях: люби Бога и люби ближнего. Если некий стяжатель Духа Святого делает это только ради Христа и для своего спасения, для себя любимого, забыв о ближнем, то получит он дух прелести (см. об опасностях "аскетического типа религиозной жизни"). Видимо это единство духовного делания ради Христа и ради ближнего и является камнем преткновения для вас, коль скоро вы считаете, что святые подвижники уходили в монастырь только ради Христа и себя. Ведь вы писали: >Андрей: Мне кажется несколько натянутым считать целью ухода из мира в монастырь Преп. Серафима Саровского служение людям. Цель отвержения от мира — спасение. ... Спасался он в затворе, а не искал возможностей положить душу свою за други. >Евгений: И когда же он взялся за "служение людям"? Через несколько десятков лет аскетического подвига и то с "неохотой", по особому откровению свыше. Насчет "неохоты" и того, что батюшка не искал, как положить душу за други своя, не могу согласиться. Св. Серафим говорил: "Раздавайте дары благодати Духа Святаго требующим по примеру свещи возженной, которая и сама светит, горя земным огнем, и другие свещи не умаляя своего собственного огня, зажигает во светение всем в других местах". И еще: "Стяжите Дух мирен и ТЫСЯЧИ СПАСУТЬСЯ ВОКРУГ ВАС", т.е. за стяжанием следует спасение других (служение людям). А св. Силуан Афонский писал: " В чем служение и чем монах должен помогать миру. Монах -молитвенник за весь мир и в этом его главное дело. Он (Иисус Христос, Сын Божий) дает монаху любовь Святого Духа, и от этой любви сердце монаха всегда печально о народе, потому что не все спасаются. ... Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва; и в этом польза всего мира, ибо мир стоит молитвою... Когда на земле не будет молитвенников, то мир кончится, пойдут великие бедствия; они уже и теперь есть. ... В этом его служение, и потому не обременяйте его мирской заботою". Что же это, как не служение людям и не отдача души за друга своя в своем высшем проявлении? Извините, но я не могу принять монашество, которое только ради себя, своего спасения ради, Не принимала и мать Мария. > Евгений: И сказано это тем, "кто хочет идти за Мною", а не тем, кто хочет "быть как Я", в безумной попытке сооружая свой крест посреди мира. >Андрей: так ведь Фома Кемпийский назван лжеучителем не Евгением, а Св. Игнатием(Брянчаниновы) Разумею, что здесь вопрос о подражании Христу. Сказать много не могу, приведу лишь слова апостола Павла: " умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" (1 Кор 4:16). Читали ли вы сами "Подражание Христу" Фомы Кемпийского? Укажите, пожалуйста, в чем состоит его лжеучение? >Евгений: В чем же Вы видите здесь "чудовищную ошибку и соблазн"? В том, что в стяжание Духа Вы не включаете его начало- отвержение себя Христа ради и ради ближнего. И в том, что Вы разделяете и даже противопоставляете заповеди: люби Бога и люби ближнего. Впрочем, простите, если я не правильно понял Вас. >Андрей: Следуя Вашей логики ведь можно сказать: поскольку блаженны миротворцы, будем ежедневно по-немногу мирить ссорящихся. Моя логика и здесь та же: миротворец это когда я не соблазняю на ссору с собой ближних своим поведением или словами и так каждый день. Если будет Господня воля помирить ссорящихся, то я обязан это сделать. >Евгений: Итак, цель христианской жизни состоит в "в стяжании Духа Святого Божьего", а не в отвержении себя ради служения ближнему. В стяжании, а не в отвержении. Вы противопоставляете цель средству. Хочу предложить другую, расширенную, формулировку из беседы батюшки Серафима с Мотовиловым: "ЦЕЛЬ христианской жизни состоит в СТЯЖАНИИ ДУХА СВЯТАГО", а стяжание состоит, в первую очередь, в ОТВЕРЖЕНИИ СЕБЯ ХРИСТА РАДИ И РАДИ БЛИЖНЕГО, а затем в ДЕЛАНИИ ДОБРЫХ ДЕЛ, таких как пост, молитва, милостыня и других дел веры, кому как выгодно, и "тогда тысячи спасутся вокруг вас". В Нем, Феофил
Ответы и комментарии: