Re: "Отвергнись себя"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 14:31:59 20/04/1999
в ответ на: "Отвергнись себя": ответ Евгению и Андрею, отправлено Феофил 11:00:00 19/04/1999

> Хочу предложить другую, расширенную, формулировку из беседы батюшки Серафима с Мотовиловым:  
>  
> "ЦЕЛЬ христианской жизни состоит в СТЯЖАНИИ ДУХА СВЯТАГО", а стяжание состоит, в первую очередь, в ОТВЕРЖЕНИИ СЕБЯ ХРИСТА РАДИ И РАДИ БЛИЖНЕГО, а затем в ДЕЛАНИИ ДОБРЫХ ДЕЛ, таких как пост, молитва, милостыня и других дел веры, кому как выгодно, и "тогда тысячи спасутся вокруг вас". 
>  
> В Нем, 
> Феофил 
>  
 
Готов согласиться с предложенной Вами формулировкой, но меня смущает вот какое обстоятельство. Прп. Серафим с его целью жизни христианской как "стяжанием Духа Святаго" совершенно определенно попадает под описанный м. Марией аскетический тип христианской жизни и под все ее обвинения в его адрес — "утонченнейший эгоизм, недолжное, недопустимое бережение себя" и пр. Судите сами. 
М. Мария: 
"Практически вы не сразу догадаетесь, что человек именно так воспринимает христианское учение о любви, — он творит милостыню, он навещает больных, он внимателен к человеческому горю, он дарит людям даже любовь. И только очень пристально присмотревшись, вы увидите, что делает это он не по самоотрекающейся и жертвенной любви, полагающей душу за други своя, а по аскетическому заданию так воспитывать, так спасать свою собственную душу. Он знает, что, по слову Апостола, любовь первее всего, — т.е. для спасения души помимо иных добродетелей должна быть и добродетель любви, — и он себя воспитывает среди других добродетелей и в этой, — он себя приучает, принуждает любить, — поскольку это не опустошительно и не опасно. Странная и страшная святость, — или подобие святости, — открывается на этом пути. Вы видите подлинную и отчетливую линию настоящего восхождения, утончения, усовершенствования, — и вы чувствуете холод, вы чувствуете безграничную духовную скупость, почти скряжничество наряду с этим. Человек, человеческая душа, — чужая конечно, — оказывается не целью, а средством для какой-то единственной, моей собственной души." 
Прп. Серафим: 
"Вот я вам расскажу про себя, убого Серафима. — Родом я из курских купцов. Так, когда я не был еще в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, которой нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое либо доброе дело делать.. Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих только средством к цели нашей христианской жизни, но и извлечения из них большей выгоды, т.е. большем приобретении даров Духа Святого." 
 
Одно из двух. Либо прп. Серафим дает нам неправильные советы (а давал он их мирянину). Либо аскетический тип м. Марии дает нам, мягко говоря, однобокую и тенденциозную его характеристику. Но, может быть, Вы видите здесь и третий вариант?


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]