Re (2): "Отвергнись себя"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Владимир Честнов 20:32:53 21/04/1999
в ответ на: Re: "Отвергнись себя", отправлено Евгений 14:31:59 20/04/1999

>> Хочу предложить другую, расширенную, формулировку из беседы батюшки Серафима с Мотовиловым:  
>>  
>> "ЦЕЛЬ христианской жизни состоит в СТЯЖАНИИ ДУХА СВЯТАГО", а стяжание состоит, в первую очередь, в ОТВЕРЖЕНИИ СЕБЯ ХРИСТА РАДИ И РАДИ БЛИЖНЕГО 
 
> меня смущает вот какое обстоятельство. Прп. Серафим с его целью жизни христианской как "стяжанием Духа Святаго" совершенно определенно попадает под описанный м. Марией аскетический тип христианской жизни и под все ее обвинения в его адрес — "утонченнейший эгоизм, недолжное, недопустимое бережение себя" и пр. Судите сами. 
> М. Мария: 
> "Практически вы не сразу догадаетесь, что человек именно так воспринимает христианское учение о любви, — он творит милостыню, он навещает больных, он внимателен к человеческому горю, он дарит людям даже любовь. И только очень пристально присмотревшись, вы увидите, что делает это он не по самоотрекающейся и жертвенной любви, полагающей душу за други своя, а по аскетическому заданию так воспитывать, так спасать свою собственную душу. Он знает, что, по слову Апостола, любовь первее всего, — т.е. для спасения души помимо иных добродетелей должна быть и добродетель любви, — и он себя воспитывает среди других добродетелей и в этой, — он себя приучает, принуждает любить, — поскольку это не опустошительно и не опасно. Странная и страшная святость, — или подобие святости, — открывается на этом пути. Вы видите подлинную и отчетливую линию настоящего восхождения, утончения, усовершенствования, — и вы чувствуете холод, вы чувствуете безграничную духовную скупость, почти скряжничество наряду с этим. Человек, человеческая душа, — чужая конечно, — оказывается не целью, а средством для какой-то единственной, моей собственной души." 
> Прп. Серафим: 
> "Вот я вам расскажу про себя, убого Серафима. — Родом я из курских купцов. Так, когда я не был еще в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, которой нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое либо доброе дело делать.. Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих только средством к цели нашей христианской жизни, но и извлечения из них большей выгоды, т.е. большем приобретении даров Духа Святого." 
>  
> Одно из двух. Либо прп. Серафим дает нам неправильные советы (а давал он их мирянину). Либо аскетический тип м. Марии дает нам, мягко говоря, однобокую и тенденциозную его характеристику. Но, может быть, Вы видите здесь и третий вариант? 
 
Христос Воскресе! 
 
Братья, признаться, я удивлен как Вашим вопросом и, даже более, ответом "Феофила". Разве не очевидно совпадение здесь Серафима и Марии? Или я чего-то не понимаю? 
 
Серафим говорит о "ОТВЕРЖЕНИИ СЕБЯ ХРИСТА РАДИ И РАДИ БЛИЖНЕГО", а м. Мария справедиво называет "утонченнейшим духовным эгоизмом" "ОТВЕРЖЕНИЕ СЕБЯ РАДИ ХРИСТА". Чувствуете разницу? В последнем случае логическое ударение приходится на СЕБЯ. "Ближнего" здесь просто нет, в лучшем случае он — только средство достижения СОБСТВЕННОГО спасения. Т. е. прямое противоречие заповеди Спасителя "Кто душу свою спасет, той погубит ю". ТАКОЕ "спасение" действительно душепагубно, ведь если человек так никогда и не научился любить, а только фарисейски ходить под законом, пусть даже вроде бы и евангельским, как же он "имать внити в Царствие Любви"? Ведь одно только "внешнее подчинение ничего, в сущности, не меняет" (В. Соловьев). 
 
Преп. Серафим же тоже не только говорит "РАДИ БЛИЖНЕГО", но и всей жизнью исполнил сей завет Христов, как и м. Мария. Хоть Серафим и удалялся в пустыню для стяжания Духа, но потом же вернулся к людям и скольким помог? Сколько часов в день сколько лет подряд принимал всех страждующих, несмотря на слабое свое здоровье? Как и все прочие православные отцы-пустынники. Как это отличается от йога, стяжавшего буддхи и горделиво одиноко парящего в самадхи, презирая мир-майю и все в нем? 
 
А если Вас смущает приземленный тон рассуждений преп. Серафима мирянину, то не забывайте, к *кому* были обращены эти поучения. У Розанова есть замечательно чуткое описание духовного водительства преп. Амвросия Оптинского над грубым кабатчиком. Преп. Амвросий не только никогда не обличал этого паразита, растлителя русского народа, но и входил во все детали его "бизнеса", заботился обновлением "лицензии" и расширением, строительством новых площадей его питейного заведения, хотя ни словом никогда и не сочувствуя его целям. Очевидно, тонко подмечает В. В., это был единственный способ войти в грубо-языческую душу кабатчика и хоть как-то потихоньку поворачивать ее к свету. В то время как смиренных рясофилок, бедствующих матерей-одиночек, таскающихся поклонитися ему как живому идолу, преп. Амвросий просто прилюдно бил посохом. Suum quique, каждой болезни потребно свое собственное лекарство. 
 
Ваш в Восставшем Спасителе, 
Вл. Честнов.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]