Re: Святость Церкви


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Андрей 08:00:53 13/03/1999
в ответ на: Святость Церкви, отправлено Александр Иванов 23:18:23 12/03/1999:

Уважаемый Александр! 
 
Спасибо за замечательную статью о.Сергия Булгакова. Очень духовно  важно это раздичение святости, подаваемой свыше, и безгрешности, которая принадлежит только Богу. Для лучшего понимания этой святости членов Церкви нужно еще вспомнить ветхозаветный смысл этого слова. Святость есть посвященность Богу, полная отданность Ему, и именно эта синергийная устремленность есть необходимое условие благодати, сходящей от Бога. 
 
Но именно потому что святость не есть безгрешность, мы, все земные члены церкви, и вступив в Церковь, дерзнув смиренно принять звание святых ("Святая святым"), нуждаемся в памяти о своих грехах и покаянии. Святость связана с таинством и с тайнами Божиими, и здесь невозможно только линейная логика, есть такая парадоксальная формула "уже, но еще не...".  Церковная организация, состоящая из грешных людей, не идентичная Святой Церкви (ярчайший пример — Иуда, участвующий в Тайной вечере, но уже решившийся на предательство). В результате даже церковные соборы, а тем более, оторванная часто от народа церковная иерархия, отдельный епископ (возглавляющий церковь!) или какой-нибудь Свящзенный Правительствующий Синод могут принимать ложные решения, наносящие ущерб Церкви Христовой, и за это церковь, как земное сообщество живущих грешных христиан должна каяться — тут, кажется, все понятно. И именно, в силу Соборного, от Бога данного Духа Церкви, каждый член Церкви несет ответственность друг за друга, а потому и не может отгородиться от греха, совершенного в церкви. Под конец напомню: "грех в церкви, это не грех Церкви, а грех против Церкви". 
 
А то что в нашей христианской, православной и русской истории достаточно поводов для покаяния именно всей церковной организации замечательно напомнил хотя бы А.И.Солженицын на Рождественских чтениях. Даю на него ссылку. (Мои ссылки на Чате, который не всегда работает, поэтому приведу кусочек выступления прямо здесь: 
"В жестоком кризисе России, который поразил всех нас и в котором виноваты все мы, нельзя нам не оглянуться на то прошлое, десятилетиями и даже веками подготовлявшее этот кризис. Русская Православная Церковь тоже вложилась в это бедственное течение и тоже разделяет ответственность за сокрушительное историческое поражение русского народа, испытанное и испытываемое им в XX веке. 
 
По моему глубокому убеждению, первая роковая трещина в нашем хребте, первый жестокий удар нашему духовному и национальному сознанию мы нанесли себе губительным Расколом XVII века, безоглядно жестокими карами государственной и церковной власти по отношению к миллионам вернейших и трудолюбивейших своих подданных, и все — лишь из-за мелких, необязательных обрядовых новизн. И это жестокое преследование своих единоверных мстительно, с пароксизмами усилений, продолжалось — невероятно вымолвить — 250 лет! — до 1905 года, когда и прекращено-то было не по раскаянию той и другой власти — а от общего сотрясения России, уже предвестника конечного обвала. Скоро минет с того года и еще столетие — и поднялись ли мы до того, чтобы наконец просить прощения у гонимых? Нет, в разных ветвях нашей Церкви решились только... простить их, гонимых и снять с них анафему. Одна эта историческая борозда обнажает, насколько же мы негибки сознанием и насколько же не созрели для широкодушия. 
 
Мы и понесли свою расплату. Под имперской дланью правительства пригнетенно теряя свою независимость и свой духовный авторитет, наша Церковь вслед за потерей большей части образованного класса стала в конце XIX века и в начале XX терять верующих в самой цельной и преданной части народа — в крестьянстве, в селе, не говоря уже о простонародьи городском. Это нравственное отпадение уже тогда открылось внимательным взорам, а с приходом революционных лет оно стало питательной почвой, поставщиком кадров молодежи, так потребных революционерам для их разрушительных действий".)


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]