[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Александр Иванов 08:43:16 13/03/1999
в ответ на:
Re: Святость Церкви, отправлено
Андрей 08:00:53 13/03/1999
Уважаемый Андрей! Не могу с Вами согласиться. Вы пишите, что "церковная организация, состоящая из грешных людей, не идентична Святой Церкви". Не понимаю. Уж очень похожа эта мысль на протестантское учение о "невидимой Церкви". Пример с Иудой нисколько не убедителен, ведь мы не считаем Тайную Вечерю беззаконной от того, что в ней участвовал нечестивый предатель! Никто не требовал покаяния от всех апостолов за предательство одного. Значение и святость Тайной Вечери нимало не умалило это предательство одного ученика. > В результате даже церковные соборы, а тем более, оторванная часто от народа церковная иерархия, отдельный епископ (возглавляющий церковь!) или какой-нибудь Свящзенный Правительствующий Синод могут принимать ложные решения, наносящие ущерб Церкви Христовой Да, могут. Истинность принимаемых церковных решений определяется тем, принимаются ли эти решения всей полнотой Церкви, соборно, согласно со святоотеческим наследием Священным Преданием. Ведь так и начинались свв. Вселенские Соборы отцы первым делом изучали уже имеющееся святоотеческое наследие по затронутым вопросам, дабы потом соборно органически продолжать, развивать учение Церкви, не затемняя его примесями лжеименного человеческого разума. В противном случае, грех лжеучения ложится на плечи конкретных отцов, а не на Церковь. Такие соборы, по внешней атрибутике и представительности не уступающие Вселенским, Церковь позже не признавала и именовала разбойничьими. >и за это церковь, как земное сообщество живущих грешных христиан должна каяться — тут, кажется, все понятно. Нисколько не понятно. В том-то все и дело что Церковь не есть только земное общество грешных христиан, нельзя себе так ее представлять, это чисто протестантский взгляд, и о. Сергий это подчеркивает. >И именно, в силу Соборного, от Бога данного Духа Церкви, каждый член Церкви несет ответственность друг за друга, а потому и не может отгородиться от греха, совершенного в церкви. Да, каждый из нас должен чувствовать ответственность за рядом живущих, за тех, кому мы погли помочь и не помогли. Мы все виноваты, об этом еще Достоевский хорошо писал. Но причем тут Св. Церковь? Разве она нам велела грешить? >Под конец напомню: "грех в церкви, это не грех Церкви, а грех против Церкви". Истинно так! Поймите, что когда Вы говорите о том, что Церковь должна каяться, это означает, что каяться в "грехах Церкви" должны и Вы, и я. Покаяние процесс не абстрактный, а вполне реальное Таинство. Представьте себе, что Вы на исповеди в числе прочих грехов упоминаете: "согрешил я гонением на протопопа Аввакума и иже с ним" и проч. Интересно, что скажет батюшка. Покаяние, мне кажется, может быть только личным, каяться можно только в том, в чем ты, конкретный христианин, преступил заповедь, согрешил. Недаром звучат на исповеди слова "примири и соедини его (грешника) Святей Твоей Церкви". Да, сегодня многое из Церковного Наследия почти утеряно, многое привнесено извне. Речь, скорее, должна идти не о покаянии Церкви, а о восстановлении утраченного Наследия, постоянной сверки современного церковного учения с учением Св. Отцов. Надо просто делать то, что в наших силах. Если есть возможность находить, переводить, переиздавать Священное Предание, чтобы люди могли черпать чистое учение Церкви в первоисточниках. Об этом и о других первоочередных мерах очень хорошо пишет свт. Игнатий в статье, ссылку на которую и предлагаю. С уважением, Александр.
Ответы и комментарии: