[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Феофил 17:24:18 13/03/1999
в ответ на:
Не могу согласиться, отправлено
Александр Иванов 08:43:16 13/03/1999
Уважаемый Александр! Статья о С. Булгакова, на мой взгляд, говорит только о том, что нужно понимать под святостью Церкви: а это есть ее качество, когда "чрез всякое приобщение к ней подается святость" Не мы даем, а она дает нам святость. Т.е. если мы не получаем или получаем не вполне, то мы не святы (грешим). . И он, как бы , только намечает вопрос о погрешимости отдельных общин, т.е. отдельных земных Церквей (о чем, напомню, наша дискуссия) в получении этой святости: >"Означает ли это, что эти общины были исключительно святы? Но достаточно вспомнить хотя общину Коринфскую". Продолжу: Эфесскую, Лаодокийскую ...... и наконец Московскую, Русскую) Далее он не развивает этот вопрос, возможно, он оставляет додумать нам самим, почему же отдельные церкви не получают святость (грешат). Чем мы и занимаемся. Давайте делать это исходя из мысли о. Сергия. >Поймите, что когда Вы говорите о том, что Церковь должна каяться, это означает, что каяться в "грехах Церкви" должны и Вы, и я. Покаяние — процесс не абстрактный, а вполне реальное Таинство. >Покаяние, мне кажется, может быть только личным, каяться можно только в том, в чем ты, конкретный христианин, преступил заповедь, согрешил. Недаром звучат на исповеди слова "примири и соедини его (грешника) Святей Твоей Церкви". Не согласен с Вами, что покаяние может быть ТОЛЬКО личным. Ведь Вы и я и еще священноначалие и другие уже и есть земная, видимая Церковь ( давайте обозначать с маленькой буквы "церковь", что бы не смущаться). Да, у каждого из нас есть личные грехи, пусть часто похожие, но исповедовать каждый должен их тоже лично. Но одновременно церковь (Священноначалие, Вы, я и другие) может не правильно или не вполне получать святость (т.е. грешить), т.е., как Вы пишите, уклоняться от учения Св. Отцов и Христа. И тогда эта видимая, земная церковь должна каяться. Можно здесь вспомнить, что велит написать Господь к церквам Ефесской, Лаодокийской и т.д в Откровении. Он не только пишет о церквах хорошее, но еще и обличает не святую часть, грехи этих церквей. Например: "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою", или "Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама", или " знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч ..." и т.д. Понятно, что не вся церковь грешила, но ее отдельные члены, но Господь не отделяет последних от церкви и говорит: "Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и ПОКАЙСЯ (!!!)" (Откр. 3:3). Из последних слов Господа к церкви понятно, что она грешна, т.к. должна каяться. Ч.Т.Д. Покаяние не есть только разбитый лоб и заплаканные глаза, а заключается в том, что бы и человек и община (церковь): -увидела (вспомнила) в чем не была свята, -признала это (исповедала грех) -вернулась к Богу. (Если мне память не изменяет, слово "покаяние" по -гречески еще означает "вернуться обратно". Возвращение блудного сына -это ведь и есть яркий образ покаяния.) Отец Сергий Булгаков упоминает такую ересь, как монтанизм: >"Смягчение покаянной дисциплины вызвало такую реакцию в монтанистических кругах, что стали проводить новый догматический взгляд на Церковь, по которому она есть общество совершенных святых. Церковь отвергла этот взгляд..." >"Против монтанизма и новацианства Церковь установила, что она объемлет собою не только пшеницу, но и плевелы; иначе говоря, она состоит из грешников, спасающихся: "если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин. 1, 8)" Как видите, Церковь не считает себя обществом совершенных святых, т.е. допускает, что это общество может и согрешать," личная греховность может и не отделять от Церкви и от ее святости" Напомню, наш разговор начинался и имеет своею целью выяснить , могла ли мать Мария (Скобцова) обличать некоторые общины (типы религиозной жизни) в РПЦ в благочестии не соответствующем Евангельскому пути и отвечает ли РПЦ за таковые, т.е. ее ли это грехи и должна ли церковь каяться. По-моему -да. В Нем, Феофил
Ответы и комментарии: