[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Никоноров Кирилл. 13:38:41 19/03/1999
в ответ на:
Закон о свободе совести, отправлено
Александр Иванов 19:03:01 18/03/1999:
Здравствуйте! >> Можно было бы говорить, что синодальный тип мышления канул в лету. Но ностальгическая тоска по царю-батюшке сегодня и недавние попытки в России через Закон о свободе совести выторговать какие-то преимущества Православной церкви, говорят об обратном. Да, инославие нужно вытеснять и побеждать, но не при помощи государства, а духовным мечом — Словом Христовым. И у Православия за 2000 лет накоплен такой опыт и запас этой Истины, что грешно прибегать к "костылям" государства. > > Хотелось бы знать мнение остальных участников форума на эту тему. Свою точку зрения изложу чуть позже (сейчас тороплюсь). Вопрос отношений между Церковью и государством весьма сложен и многосторонен. Чтобы оценить эту сложность, достаточно посмотреть на труды Тихомирова, Ильина, архиеп. Серафима (Соболева), Хомякова и других авторов, разрабатывавших эту тему. Трудно, поэтому, говорить кратко, но постараюсь сформулировать основную мысль. Государство, на мой взгляд, не может быть исключено из отношений с Церковью и последняя совершенно от него отделена. Человек живет жизнью телесной, мирской и жизнью духовной. Соответственно, государство обеспечивает материальную сторону человеческой жизни, а Церковь духовную. Но как эти начала взаимосвязаны в человеке и не могут существовать отдельно, так и государство связано с Церковью. Целью каждого человека является спасение души, а отношение к телу должно основывать на том, что оно есть вместилище Духа Святого. Жизнь есть как-бы сотрудничество, соделание души и тела во имя достижения конечной цели Царствия Божия. Главное в этом делании, конечно, душа человеческая, она подчиняет себе тело с его нуждами, отделяя необходимые для жизни потребности от греховных похотей и противостоя последним. В каком-то смысле это, по моему мнению, справедливо и для отношения Церкви с государством. Здесь тоже необходимо сотрудничество, симфония светского и духовного, ведущая к созданию наилучших условий для общего спасения без подавления роли духовного или светского, но на основе общего служения Богу. Задача государства, в таком случае, заключается во всяческом способствовании воспитанию, посредством различных своих институтов, христианина и патриота. Не принуждая, но способствуя, обеспечивая привелегии и помощь. Это положительная роль государства. Роль Церкви, очевидно, в духовном окормлении своих чад, духовно-просветительской работе, благотворительности и прочем в тесном сотрудничестве с институтами государства. У Церкви и государства также существуют охранительные функции, которые они опять-таки реализуются, не вмешиваясь в компетенцию друг-друга, но в сотрудничестве если вопрос затрагивает и ту, и другую сторону. Подход здесь должен определяться тем, что государство не есть безучастный к духовному здоровью народа механизм, но радеющей о нем, способствующий ему. Типичный пример сегодняшнего времени разгул безнравственности в СМИ, был-бы почти невозможен в том случае, если бы государство было не безразлично к нему и прислушивалось бы к голосу Церкви. Беда наша в том, что мы утратили понимание государственной власти, как не только дающей колбасу и горячую воду, но и как помогающей в духовном развитии и воспитании Церкви, стоящей с ней на одном фронте борьбы со злом и разнящейся лишь видами оружия. Если же этого не происходит, то государство необратимо становится не просто нейтральным, но даже и враждебным христианскому пути спасения, оправдывая своей безучастностью откровенный разврат, сатанизм, богоборчество и прочее. За подтверждениями этому далеко ходить не надо. Таким образом, отношения Церкви и светской власти должны строиться на принципе сотрудничества в воспитании людей и общего сослужения через это воспитание Богу. Простите, если запутанно изложил. С уважением, Кирилл.
Ответы и комментарии: