Re: "Бог есть Любовь"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено чтецъ Михаилъ 05:33:42 22/03/1999
в ответ на: "Бог есть Любовь", отправлено Феофил 22:43:55 21/03/1999

Любезнейший Феофилъ, 
 
Все, что Вы говорите, звучитъ совершенно правильно.  Абстрактно со всемъ этимъ можно согласиться и спора здесь нетъ.  Вопросы начинаются тамъ, где вместо понимания Писания въ конексте Св. Предания начинается собственное толкование. 
 
Потому я и написалъ Вамъ о пользе изучения литургич. текстовъ — они свидетельство, т.с. ихъ первыхъ рукъ о томъ, КАКъ эти вопросы понимаетъ Св. Церковь. 
 
> Я очень сожалею, что протестанты "затаскали" слово ЛЮБОВЬ, а еще слова: "христианин" и "Евангельский". (Мне рассказали случай, когда давали имя детскому лицею, то на предложение назвать "Христианский лицей такой-то" кто-то возразил: что мы протестанты что ли называться "христианским"!) Но от этого всего ни любовь, ни христианство, ни Евангелие не перестанут быть самыми главными для нас словами. 
 
Ну конечно не перестанутъ, только опять-таки обращаю Ваше внимание на то, что почему-то для разныхъ люднй за этими понятиями стоятъ разныя значения.  И протестантовъ мы знаемъ потому, что они отвергаютъ Предание.  А Првославие всегда стояло и стоитъ на одномъ: ЧТО ОТЦЫ НАША ПРИЯША, ТО И МЫ ПРИНИМАЕМЪ, АЩЕ ЧТО ОНИ ОТВЕРГОША, ТО И МЫ АНАФЕМАТСТВУЕМЪ, АЩЕ КОГО ОНИ ПРИВЕТИЛИ, ТЕХЪ И МЫ ЛОБЫЗАЕМЪ.  Это — Православие, а одне красивыя слова очень-очень многихъ завели широкой дорожкой известно куда. 
 
Рекомендую еще прочесть "Просветитель" преп. Иосифа Волоцкаго — онъ подробно излагаетъ православную точку зрения на отношения съ еретиками, въ томъ и числе и применение силы. 
 
Вообще, изучайте свв. отцовъ.  Теперь вотъ знаменитое письмо свят. Игнатия (о ересяхъ) везде печатаютъ.  Такъ тамъ есть ответъ и на Ваше утевреждение.  Это место, где святитель пишетъ какъ разъ о понимании любви въ протестантизме и Православии. И онъ приводитъ примеръ съ прав. Авраамомъ.  По-Вашему, судя по всему, заколоть своего сына — это не любовь, т.к. ПО-ВАШЕМУ пониманию Богъ, Который есть Любовь, не можетъ этого требовать, а вотъ ОТЕЦЪ НАШЪ ПО ВЕРЕ такъ не думалъ.  Вы хотите думать по-своему? Ваше право.  Только, согласитесь, если мы имеемъ свидетельства конкретнаго Богоугождения, изобличающия определенную неправоту такого понимания, то весьма вероятно, что если здесь не недоразумение, то святые, угодившие Богу "сомнительнымъ" для некоторыхъ образомъ, будутъ свидетельствовать противъ мудрствующихъ такъ...  
 
> Те же протестанты многие свои претензии к Православию о почитании субботы, икон, жизни души после смерти и т.д. основывают на Ветхом завете и вроде бы на первый взгляд их претензии выглядят cправедливо.  
 
Ни на первый, ни на второй справедливыми они не выглядятъ.  Если бы у нихъ было бы развито немного критически-логическое мышление, они не были протестантами вообще.   
 
> Пророк Илия действовал согласно норм закона того времени: "Око за око, зуб за зуб". Т.е. за одно око или зуб не больше одного ока или зуба врага. Поэтому уничтожение 800 языческих жрецов явилось адекватным ответом их злу: они ведь, если мне не изменяет память, приносили в жертву людей.  
 
Я не припомню, чтобы они физически приносили въ жертву людей — это собственно не важно.  Разумеется, пророкъ былъ озабоченъ не подсчетомъ очей и зубовъ, за которые онъ имелъ право по закону отомстить, а темъ, что — это неимоверно важно для понимания всего вопроса — еретики вопреки очевидному чуду Божию НЕ ЗАХОТЕЛИ РАСКАЯТЬСЯ.  И потому пророкъ лишаетъ ихъ дальнейшей возможности на самомъ деле приносить людей Божиихъ въ жертву бесовомъ, обольщая ихъ своей ересью. 
 
> Но с приходом Христа планка этого норматива поднимается на несколько порядков выше: "Любите врагов ваших" и "Ударили по правой щеке — подставьте левую".  
 
Все правильно.  Речь — о личныхъ врагахъ.  Православие между темъ говоритъ: любите враговъ своихъ, поражайте враговъ Отечества (какъ же такъ — а какъ же "не убий?" говорятъ ребята-пятидесятники и прочие), гнушайтесь врагами Божиими (свят. Филаретъ Моск.).  Не думаете же вы, въ самомъ деле, что пишемое мной означаетъ, что я, напримеръ, для угождения Богу не затруднюсь заклать пару сотню человекъ, или хоть бы и одного?  Неужели не видна разница между властью и частнымъ лицомъ?   
> По вере нашей да будет нам. Принуждением можно лишь оградить овец, но еще никого им не заставили верить или любить.  
 
Егда невернiи еретицы никогоже отъ православныхъ прельщаютъ, тогда не достоитъ имъ зло творити, егдаже узримъ неверныя же и еретики, хотящiи прельстити православныя, тогда подобаетъ не точiю ненавидети ихъ или осужати, но и проклинати, и язвити, и симъ руку свою освятити. 
Да уведятъ се неутомленнiи и развращенные жидове и еретицы, яко Божiихъ рабъ боятися имъ подобаетъ, да, аще и изволятъ когда извещати нечто таково, другъ друга взираютъ всюду, и стеней трепещутъ, страхующеся, егда где христiанъ услышатъ. 
Аще убо и умрети подобаетъ, наказовати брата своего не обленися, мучительство убо и то есть за Христа. 
Святитель Иоаннъ Златоустый, называемый иначе арфою Св. Духа, устами благодати и т.п. 
 
Еще разъ — смотрите всегда на веру отцовъ, ибо Богъ у насъ называется не Богомъ всехъ, а Богомъ отецъ нашихъ — это известно всякому, кто слушаетъ канонъ на утрени внимательно. 
 
Спасайтесь. 
 
Во Христе, 
 
гр.ч.Михаилъ


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]