Re: Что значит "быть православным"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 19:24:27 06/05/1999
в ответ на: Что значит "быть православным", отправлено Paulus 10:36:29 06/05/1999:

> Вот какой вопрос... Он не праздный. Я встречал огромное разнообразие мнений: от обновленческих, до кричнево-монархистских на эту тему. И вопрос остался... Так что же это такое "быть православным"? Я для себя так и не решил, и потому — протестант, но в душе имею огромную симпатию к Православию, но без его решения не в силах пойти против совести и принять то не знаю что... может кто ответит... 
 
Христос Воскресе! 
Быть православным значит принадлежать к православной Церкви, каковая Церковь едина. 
Вопрос Ваш переносится тогда сюда — как определить, что есть эта единая и единственная Церковь, а что нет? Ведь и Христос предупреждал неоднократно о том что многие придет во имя Его и многих прельстят. 
Есть как бы два не совсем совпадающих значений слова "православный". 
Во первых, это так сказать православность вероучительная — например, человек признает авторитет наших Вселенских и Поместных Соборов, Св. Отцев, Символ Веры, принимает иконы, почитает Богоматерь, считает и Писание и Предание православной Церкви богодухновенным. Можно ли таких найти вне Церкви — конечно. Есть на Западе например, немало таких самопальных "православных" которые так считают, из числа бывших консервативных англикан, католиков, лютеран. "Богословское" православие такого рода может привести к присоединению к Церкви таких искателей, а может и оставить их в состоянии раскола — они видят раны нанесеные нашими грехами и раздорами Св. Церкви и это их соблазняет, они не верят в ее Святость и им кажется что они и "сами с усами" и могут все устроить лучше сами. Это конечно самообман. 
Православие в его полном выражении есть просто церковность — принадлежность Церкви. Тут можно найти и довольно несведущих в богословии людей, и детей, и Святых, и хороших богословов практиков (богослов в православии тот кто умеет хорошо молиться), и всего прочего понемножку. Найти можно людей во всех мыслимых и немыслимых степенях преображения. ну и соответственно, уязвлености грехом и неведением.  
     Раздоры обновленцев тоже из этой области, как и раздоры "суперправославных". И те и другие люди не вполне понимающие, что есть Церковь и пытающиеся её так или иначе "спасти". Одни "спасают" приспособляя под свои мнения, другие "спасают" путая верность Традиции Церкви с консерватизмом и простой ксенофобией. А спасать собственно надо свою душу, "подставляя" ее под обильный поток благодати которая всё врачует и всё исполняет — во многих таинствах церквных ( таинств у нас не счесть — где мы становимся причастниками Божества, там и есть Таинство). Эти течения, да наверное и большинство современных заблуждений, есть своего рода "ереси" — ошибки в области экклезиологии (что есть Церковь). (Строго говоря противоположная обновленчеству ересь (как монофизитство-несторианству) 
есть обрядоверие и стремление "заморозить" все и вся.  
    Обновленчество это вроде как если бы одни люди пытались растение заставить быстрее расти вытягивая силой кверху и постоянно его стремять подрезать под корень как только деревцо перестает напоминать проросток). Противоположное течение наоборот, всякий зеленый проросток на массивном стволе норовит подстричь и всё дерево "сохранить" засушиванием. 
   А суперправославные имеют своим антиподом экуменистов скорее, а не обновленцев (хотя это связано). И те и другие ходят вокруг Св. Киприана Карфагенского принимая то одну то другую часть его экклезиологии. Одни считают, раз "вне Церкви нет спасения" значит все кто не "с нами" не спасутся. Другие наоборот читают — все кто спасутся, принадлежат Церкви. А православие, как и в споре монофизитов с несторианами, остается посередине и как бы "выше" этого. За что и терпит удары с обоих сторон.) 
 
Но вернемся к нашим баранам. Церковь имеет реальное, видимое бытие, ради того чтобы Она была, собственно и приходил и распинался за нас Христос. В ней есть полнота даров Св. Духа, это таинственное тело Христово, это инструмент нашего обожения. Вы спросите, а как же грехи, как же журнальные статьи, полемика, обвинения, обличения и вообще всякие явные или мнимые безобразия? А это как в бане — внизу грязь и пена течет, а люди становятся чище. Не сразу и не все. 
Это как те раны, ради заживления которых привел израненного божественный Самарянин к гостиннику, поручив ему ухаживать пока Он не вернется. Да и много еще чего можно сказать на эту тему. Трудность вот какая — пока человек не стал членом Церкви, ценность этого приобретения ему практически невозможно передать и объяснить. Это вроде как описывать словами вкус блюда. Тут возможно в основном свидетельство, а свидетельство ведь еще надо понять и принять... 
Короче говоря, молиться надо, о просвещении. "Господи, что повелишь мне творити" как библейская молитва годится всякому. 
Спаси Христос — прошу прощения за многословие.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]