[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Александр Иванов 13:40:24 13/05/1999
в ответ на:
Для начала..., отправлено
Фил с макинтошем 13:19:19 13/05/1999
> Что такое донатизм. Я человек простой, таким терминам не обучался. А потом я Вам пошлю соответствующую информацию. Хорошо, вот небольшая справка из справочника С.Булгакова. Статья не очень глубокая, но основное понятие о донатизме дает. "ДОНАТИСТЫ раскольники IV века, последователи Доната, еп. Нумидийского, который, при избрании в 311 г. епископа карфагенского, не согласился признать достойным этого сана Цицилиана, потому что он, подобно многим другим во время гонения на христиан, принужден был выдать язычникам священные книги, которые они требовали для истребления (по сведениям архиеп. Илариона даже не сам Цицилиан, а рукоположивший его епископ подозревался в предательстве А.И.). Донат назвал его отступником и под этим предлогом образовал в 312 г. собственную партию и проповедовал необходимость вторичного крещения, потому что первое, принятое от "еретиков", по его учению, было недействительно, и необходимость восстановления первобытной церкви: это нaзначение он приписывал себе. В фарисейском самомнении, его последователи считали себя обществом святым, духовным и отделились от Церкви, как общества греховного и плотского. От своих последователей они требовали высокой нравственности, с щепетильною боязнью и фанатическим ужасом избегали всякого сношения с тяжкими грешниками или даже людьми, находящимися только в церковном общении с ними, считая их смертельной заразой, эпидемией, отравляющей своим греховным ядом всю нравственную атмосферу церковного общества. Они признавали действительность таинства зависящей от нравственного поведения совершителя его, от его личной веры, и считали крещенных грешным духовенством, или только находящимся в церковном общении с тяжкими грешниками, за некрещеных язычников; они проповедовали полное и всецелое отделение церкви от государства, утверждая, что церковь и государство не должны иметь ничего общего; протестовали против насильственных мер и всяких стеснений в делах веры и совести, и в гонениях, воздвигнутых на них со стороны гражданской православной власти, видели доказательство истинности своей церкви. Последователи Доната господствовали в христианских провинциях Северной Африки и в 330 г. имели уже 172 епископа. Донатисты, всегда враждебные господствовавшей Церкви, наконец, до того усилились, что в 348 г. напали на императорское войско, выступившее против них для обращения, и в продолжение 30 лет опустошали Мавританию и Нумидию, грабили, производили разбой, мучили не принадлежащих к их секте. Эта секта, столь грозная в IV и V вв., истребилась совершенно с завоеванием сарацинами тех провинций, где она находилась". Подробно и глубоко учение донатистов рассматривается в "Очерках из истории догмата о Церкви" архиеп. Илариона. Вот отрывок из этого труда: "В своих догматических представлениях о Церкви донатисты выходили из строгого понятия о святости Церкви и об ее единстве. Церковь, принимающая в общение традиторов (т.е. отступников во время гонений А.И.), не может быть святой. Традиторы-епископы не могут сообщать никакой благодати; поэтому в Церкви, имеющей епископов традиторов, нет и таинств. Личное недостоинство епископа лишает благодати всю Церковь... Можно заметить, что донатисты усвоили некоторые идеи св. Киприана и обратили их против Церкви" Думаю, пока достаточно. С уважением, Александр Иванов.
Ответы и комментарии: