[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Евгений 12:55:49 14/05/1999
в ответ на:
О каноническом положении РПЦЗ и катакомбной церкви., отправлено
Фил с макинтошем 17:06:10 13/05/1999
Уважаемый Фил! А теперь прочитайте еще раз те же самые документы (см. Примечание) и более внимательно. "Управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно с Священным Синодом и Высшим Церковным Советом". Центральная Церковная Власть, представляемая Патриархом, и власть епископа вовсе не одно и тоже. Патриарх управляет церковными делами, а епископ поставляет священников. Патриарх это Первоиерарх, то есть первый в некоторой иерархии, начальник некоего административного аппарата (см. "Патриарх Российской Церкви есть Первоиерарх ея и носит титул: "Святейший Патриарх Московский и всея Руси""), а епископ это Архиерей, начальник над священниками, поставляющий священников. Епископ поставляется двумя или тремя епископами, как и положено по церковным канонам, но никак не в завещательном порядке, что и указано в 23-м правиле Антиохийского собора (см. Примечание), в котором речь ведется именно о епископах, а не о ком-нибудь другом. Начальник, каким является Патриарх, поставляется другим начальником (или собранием начальников), как это и положено по законам административной системы, и никакое отношение к нему 23-е правило не имеет. Рукоположение епископа это таинство, назначение начальника административный акт (избрание). Единство власти Русской Православной Церкви состоит из административной и церковной, каждая в этом единстве действует по своим законам. Вот и Поместный Собор 1917-1918 гг. не сам назначил приемников патриарху, а ему самому поручил назначить себе приемников, уже тем самым установив принцип наследования Патриаршей власти, какой и характерен для административной иерархии, справедливо полагая, что только такой способ сохранения единоначалия в наступающие смутные времена поможет предотвратить гибельные для Церкви расколы. Той же цели служило и само восстановление Собором единоначалия в Церкви установление Патриаршества. Не довольствуясь этим, предвидя, что найдутся желающие разрушить церковное единство, Центральная Церковная Власть и в пункте 1) своего постановления № 362 (см. Примечание) подтвердила право Патриарха, данное ему Собором, на передачу своих властных полномочий "тому лицу или учреждению, какое будет Святейшим Патриархом для этого указано". Митр. Петр и совершил передачу патриарших прав и обязанностей митр. Сергию своим распоряжением от 6 декабря 1925 г. на основании завещания Патриарха Тихона, получив в свою очередь эти права у него. Катакомбная Церковь, а теперь и сообщества, именующие себя Истинной или Российской Православной Церковью, удалились в раскол. Русская Православная Церковь Зарубежом, "оказавшись вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением" ввиду препятствий, чинимых такому общению со стороны коммунистического режима, на основании пункта 2) постановления № 362 Центральной Церковной Власти, то есть на совершенно законных основаниях, образовала свою собственную "инстанцию церковной власти" в лице Священного Синода. Ввиду устранения препятствий для общения с Центральной Церковной Властью в связи с исчезновением самого коммунистического режима Священный Синод РПЦЗ имеет все канонические основания и обязан согласно пункту 10) того же постановления № 362 не только войти в подчинение Центральной Церковной Власти, но и "все принятые на местах мероприятия предоставить на утверждение последней". Однако, учитывая накопившиеся недоумения между обеими частями Русской Православной Церкви, а также канононические нарушения, допущенные отдельными иерархами под беспрецендентным давлением на церковную власть со стороны коммунистического режима, следует признать целесообразным предоставить решение о формах воссоединения обеих частей Русской Православной Церкви Общему Поместному Собору. Он же призван совершить Свой суд над всеми допущенными нарушениями канонов и устранить имеющиеся между обеими частями Русской Православной Церкви разногласия. Примечание. Правило 23 Антиохийского Собора: "Епископу не позволяется, вместо себя, поставляти другаго, в преемника себе, хотя бы он был и при конце жизни: аще же что таковое соделано будет: то поставление да будет недействительно. Но да соблюдается постановление церковное, определяющее, что епископа должно поставляти не инако, разве с собором и по суду епископов, имеющих власть произвести достойного, по кончине преставльшагося." ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 362 СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА, СВЯЩЕННОГО СИНОДА И ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО СОВЕТА ОТ 7/20 НОЯБРЯ 1920 ГОДА По благословению Святейшего Патриарха, Священный Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии имели суждение о необходимости, дополнительно к преподанным уже в циркулярном письме Святейшего Патриарха указаниям на случай прекращения деятельности Епархиальных Советов, преподать епархиальным Архиереям такие же указания на случай разобщения епархии с Высшим Церковным Управлением или прекращения деятельности последнего, и, на основании бывших суждений, постановили: Циркулярным письмом от имени его Святейшества преподать епархиальным Архиереям для руководства в потребных случаях нижеследующие указания: 1) В случае, если Священный Синод и Высший Церковный Совет по каким-нибудь причинам прекратят свою церковно-административную деятельность, епархиальный Архиерей за руководственными по службе указаниями и за разрешением дел, по правилам, восходящим к Высшему Церковному Управлению, обращается непосредственно к Святейшему Патриарху или к тому лицу или учреждению, какое будет Святейшим Патриархом для этого указано. 2) В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т.п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе с Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе). 3) Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2, епархий составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея. 4) В случае невозможности установить сношения с архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный Архиерей воспринимает на себя всю полноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая все меры к устроению местной церковной жизни и, если окажется нужным, к организации епархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая все дела, предоставленные канонами архиерейской власти, при содействии существующих органов епархиального управления (Епархиального Собрания, Совета и проч. или вновь организованных); в случае же невозможности составить вышеуказанные учреждения — самолично и под своею ответственностью. 5) В случае, если положение вещей, указанное в пп. 2 и 4. примет характер длительный или даже постоянный, в особенности при невозможности для Архиерея пользоваться содействием органов епархиального управления, наиболее целесообразной (в смысле утверждения церковного порядка) мерой представляется разделение епархий на несколько местных епархий, для чего епархиальный Архиерей: а) предоставляет Преосвященным своим викариям, пользующимся ныне, согласно Наказу, правами полусамостоятельных, все права Епархиальных Архиереев, с организацией при них управления, применительно к местным условиям и возможностям; б) учреждает, по соборному суждению с прочими Архиереями епархии, по возможности во всех значительных городах своей епархии новые архиерейские кафедры с правами полусамостоятельных или самостоятельных. 6) Разделенная указанным в п. 5 образом епархия образует из себя во главе с Архиереем главного епархиального города церковный округ, который и вступает в управление местными церковными делами согласно канонам. 7) Если в положении, указанном в пп. 2 и 4, окажется епархия, лишенная Архиерея, то Епархиальный Совет или, при его отсутствии, клир и миряне обращаются к епархиальному Архиерею ближайшей и наиболее доступной по удобству сообщения епархии, и означенный Архиерей или командирует для управления вдовствующей епархии своего викария, или сам вступает в управление ею, действуя в случаях, указанных в п. 5. и в отношении этой епархии согласно пп. 5 и 6, причем при соответствующих данных вдовствующая епархия может быть организована и в особый церковный округ. 8) Если по каким-либо причинам приглашения от вдовствующей епархии не последует, епархиальный Архиерей, указанный в п. 7, и по собственному почину принимает на себя о ней и ее делах попечение. 9) В случае крайней дезорганизации церковной жизни, когда некоторые лица и приходы перестанут признавать власть епархиального Архиерея, последний, находясь в положении, указанном в пп. 2 и 6, не слагает с себя своих иерархических полномочий, но организует из лиц, оставшихся ему верными, приходы и из приходов — благочиния и епархии, представляя, где нужно, совершать богослужения даже в частных домах и других приспособленных к тому помещениях и прервав церковное общение с непослушными. 10) Все принятые на местах, согласно настоящим указаниям, мероприятия, впоследствии, в случае восстановления центральной церковной власти, должны быть представляемы на утверждение последней.
Ответы и комментарии: