Re: Почитание или признание святости?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Анахоретъ 18:55:41 14/05/1999
в ответ на: Почитание или признание святости?, отправлено Александр Иванов 06:56:34 13/05/1999

> ... Что тогда есть почитание? Вот, скажем, я чту память игумена Никона (Воробьева) и считаю его святым человеком. Но не пишу его икон, не молюсь ему. Это не почитание? 
 
Строго говоря, нет. Вы же сами говорите, иконы нет, не молюсь. В чём же заключается почитание? Вы знаете, например, ситуацию с о.Иоанном Кронштадтским, чью карточку Антон Палыч встречал в иконных углах почти каждого дома на Сахалине. Также старообрядцы часто помещали рядом с иконными углами портрет Павла Первого (м.б. не молились ему и не почитали святым, но согласитесь, что для этой категории лиц подобное отношение к носителю власти, от которой они видели только гонения, очень показательно). Митр.Вениамин (Федченков) в своих воспоминаниях часто пишет, что почитал свою покойную маму святой и молился ей, когда ему бывало тяжко. Да и много подобных примеров Вы сами сможете найти или вспомнить, я думаю. 
 
> Я всегда думал, что "самовольное прославление" кого бы то ни было есть нарушение церковной дисциплины, проявление своеволия, когда человек ставит себя выше церковного разума. Дескать, пусть батюшка служит панихиды, но я-то лучше знаю и дома читаю акафисты. 
 
Ну а не с такого ли "самовольного прославления", то есть народного почитания, начинается большинство канонизаций? Другое дело, что и здесь, наверное, не надо ставить телегу впереди лошади и спешить составлять акафисты. Вспомните, кстати, что в Неделю Торжества Православия нашим святым поётся "Вечная память", так что не надо смущаться "наложением" панихид на Ваше личное отношение к тому или иному усопшему. 
 
> Насколько мне известно на свободе Владыка и правда провел лишь несколько месяцев архиепископом. Но в тюрьме — несколько лет (1923-1929). А плененный генерал — все ж генерал. Архиепископ ведь это не должность, а звание. Так? 
 
За что купил, за то и продаю: 
"В отношении епископа Илариона в русской прессе имеют место две ошибки. 
Первая — приписывание ему звания, которого он за свои выдающиеся свойства и деятельность был вполне достоин, но которого в действительности, насколько мне известно, он не имел, именно звания архиепископа. Это достоинство, виду его выдающегося при патриархе положения, ошибочно предполагали за ним почти все рядовые многочисленные посетители Патриаршего Управления, величая его обращением "Ваще Высокопреосвященство". И так как поправлять каждого посетителя и указывать на ошибочность этого обращения не было никакой возможности, то посетители, не встречая возражений, утверждались в представлении, что преосвященный Иларион действительно архиепископ, и это представление распространялось таким образом по всем концам России. В момент его последнего ареста, осенью 1923 года, преосвященный Иларион был, несомненно, только епископом, а арестованным лицам, пока они находились в тюрьме или ссылке, ни патриарх, ни другие епископы (чтобы не раздражать советской власти) никаких награждений или повышений обычно не давали..." 
Протопресвитер Василий Виноградов. "О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности святейшего патриарха Тихона". 
По изданию "Церковно-историч. вестник", №1, М.,1998.


Ответы и комментарии:

    • СпасибоАлександр Иванов 21:50:22 14/05/1999 (0)

[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]