[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
полковник Рюмин 00:26:15 15/05/1999
в ответ на:
Re (4): Александр Мень. Дадим слово создателям культа личности убиенного, отправлено
полковник Рюмин 00:18:13 15/05/1999
По своему собственному опыту я знаю, что при личном общении убиенный протоиерей Александр Мень производил на собеседника исключительно благоприятное впечатление. Имел очень благообразную внешность (поклонницы сравнивали его с библейскими Патриархами), обладал хорошо поставленным баритональным голосом, в котором чувствовалась мужская слеза. Ничего откровенно неправославного не говорил (мне, по крайней мере). Гораздо позже, через много времени после моего кратковременного знакомства с ним, уже после его трагической гибели, я попытался осмыслить образ о.Александра, сопоставляя тексты его книг, интервью и миссионерских выступлений перед нашей «образованщиной» с опубликованными и неопубликованными рассказами о нем знавших его людей. И понял, что это благоприятное впечатление на собеседника или слушателя достигалось таким образом: о. Александр, будучи хорошим психологом, умел моментально оценить аудиторию или отдельного человека и говорил то, что от него ожидали услышать. Я, например, в то время, когда познакомился с ним, очень страдал от своего слабодушного двуличия, от трусливой неспособности открыто исповедовать свои обретенные религиозные убеждения. Время было такое (себя я не оправдываю). Когда я высказал тяготившие меня чувства о.Александру, тот весьма меня утешил, поведав мне о древних криптохристианах, которые во времена языческой Римской империи скрывали свою веру и между собой общались тайными знаками, на манер масонских (Тут он стал показывать на пальцах, складывая их самыми затейливыми способами в разные фигуры. Я только рот разинул). Назвал мою трусость неизвестным мне в то время диковинным словом «икономия». И стал рассказывать, как во время большевицких гонений некий старец-катакомбник (имени уже не помню) учил внешне не соблюдать постов, есть скоромное и компенсировать это сугубой мысленной, про себя, молитвой (!). «А пищу перед едой можно перекрестить только глазами...» «А крест потому и называется нательным, что его никому не показывают...» И т.д. А ведь ни жизнь моя, ни свобода опасности не подвергались. Я рисковал лишь службой, погонами. В общем, о.Александр готов был округлить и сгладить истину, чтобы произвести хорошее впечатление на аудиторию, вызвать доверие к себе. Об этом пишет и Андрей Кураев. Умел протоиерей подладиться к собеседнику. Вот уж действительно, «с эллинами как эллин, с иудеями как иудей».
Ответы и комментарии: