Re (4): О канонических основаниях воссоединения РПЦ и РПЦЗ


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 05:59:03 17/05/1999
в ответ на: Re (3): О канонических основаниях воссоединения РПЦ и РПЦЗ, отправлено чтецъ Михаилъ 00:30:15 16/05/1999

>> Дорогой Михаил, Христос Воскресе! 
>  
> Воистину Воскресе! 
>  
>> Интересно, каким образом Вы объясните тот простой факт что РПЦЗ считала митр. Сергия вполне каноническим возглавителем русской Церкви и поминала как его так и митр. Петра до самого выпуска его "Декларации" и даже далее — о чем свидетельствует и переписка и соборные акты РПЦЗ? Как и митр. Петр, РПЦЗ не признавала и каноничности "григорианского" раскола. Иначе говоря, причиной раскола стала не "незаконность" митр. Сергия, а именно его заявленная политическая позиция по отношению к Сов. власти? 
>  
> А где Вы, другъ мой, увидели, что я назвалъ м.Сергия незаконнымъ съ самаго начала?  Посколько на сегодгяшний день не известны документы о точной поизиции м.Петра после Декларации въ отношении снятия и устранения м.Сергия, то я про это и не говорю.  
 
Ну почему же неизвестны — довольно много их находится в книге "Акты святейшего патриарха Тихона...". Там есть и про попытку митр. Агафангела принять местоблюстительство, и переписка с м. Сергием. С другой стороны, в условиях того времени, все действующие лица сей трагедии подвергались дезинформации и интригам ГПУ и Тучкова, гравной задачей которых собственно и было ослабление РПЦ через расколы в чем они неплохо преуспели. Тучков за раскол с заграничным духовенством даже орден получить умудрился. 
 
> Однозначно беззаконнымъ онъ сталъ после присвоения кафедры >Московской (въ 1934 ?), кот. блюлъ заключенный м.Петръ, и устранении >м. Кирилла.  Именно на неканоничности МП, кстати, основаны все >Соборныя постановления РПЦЗ о каждомъ последующемъ патриархе МП при >ихъ поставлении.  
 
Вернее будет сказать так — некоторые Соборные постановления РПЦЗ _утверждают_, что МП неканонична. Вопрос приложения канонов. каких именно и к кому, таков, что есть как слово Божие — подобно мечу обоюдоостру. 
 
>> Канонические же основания же для возсоединения РПЦЗ с МП — заложены еще в самом указе Св. патриарха Тихона — посмотрите, возстановилась ли "возможность регулярного сообщения".  
>  
> Мне кажется, Вы упустили изъ виду последний параграфъ моего сообщения. 
 
Посмотрим: 
>При томъ условии, разумеется, что оная власть осталась той же, т.е. >сама собой.  Такова здесь логическая посылка.  И Вы какъ само собой >размеющееся подразумеваете тождество между Синодомъ МП и Св.Синодомъ >при св.Патриархе Тихоне... Увы, действительности это не >соответствуетъ не только по вероучительнымъ вопросамъ, а и по весьма >простой причине: м.Сергий совершенно явнымъ образомъ захватилъ >власть, оттолкнувъ нквэдэшной рукой исповедника м.Кирилла, кот. >долженъ былъ после смерти м.Петра стать первоирерахомъ, создалъ по >предложению Сталина Московскую патриархию, да и возглавилъ ее.  >Очевидно же, что Центр. Церк. Власть, о кот. идетъ речь въ указе >№362, прекратила стараниями ОГПУ и м. Сергия свое существование.   
 
Есть такое мнение. Трудно плотнее закрыть дверь для любой возможности возсоединения. Дело же в том, что Церковь едина со своей иерархией. 
Кто, и как принимает в ней иерархическую влать не всегда, исторически, определяется канонами — многочисленны случаи когда каноны неприменимы. А речь ведь у нас, в конечном счете, вот о чем идет — мы видим РПЦ (МП), которая вполне жива, и которая есть несоменно часть Церкви Христовой. Иерархия ее тоже вполне органична, и никаких признаков ее "навязанности" не заметно. 
Цитируемый Вами взгляд таков — нет, это все иллюзия, "пациент мёртв" — его нужно быстрее хоронить, а наследство его — разделить. Этот путь страдает одним — ослеплением. Это уже пробовали, и вроде не вышло. Пациент оказался вполне живым, и попыткам захоронения успешно воспротивился. Ну а дальше что? Дальше вот что, путей два — либо остаться верным своей затее и постараться вогнать ее в гроб (так он же "неистинный", так, непойми что — и не жалко вроде). Либо, осознать что Церковь-Мать (как ее называли многие архиереи РПЦЗ) таки жива, и хоронить ее рановато — а наоборот, надо всячески помочь полному выздоровлению. Вот этот ответственный выбор и стоит перед РПЦЗ, и в каком направлении его делает большинство епископата РПЦЗ Вам наверное тоже известно.  


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]