И.А.Ильинъ: ЧУТЬЕ ЗЛА


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено чтецъ Михаилъ 03:14:09 18/05/1999:

1949 Г. 
 
39. ЧУТЬЕ ЗЛА.   
 
Въ этомъ наша бѣда и наша опасность: мы живемъ въ эпоху воинствующаго зла, а вѣрнаго чутья для распознанiя и опредѣленiя его не имѣемъ.  Отсюда безчисленныя ошибки и блужданiя.  Мы какъ будто смотримъ — и не видимъ; видимъ — и не вѣримъ глазамъ; БОИМСЯ повѣрить; а повѣривъ, все еще стараемся «уговорить себя», что «можетъ быть все это не такъ»; и не къ мѣсту, и не во время сентиментально ссылаемся на евангельское «не судите», и забываемъ апостольское «измите злаго отъ васъ самихъ» (Кор. 1:5-13).  Дѣлаемъ ошибку и стыдимся сказать: «я ошибся»; поэтому держимся за нее, длимъ ее, увязаемъ во злѣ и множимъ соблазны. 
А воинствующее зло отлично знаетъ нашу подслѣповатость и безломощность, и развиваетъ искуснѣйшую ТЕХНИКУ МАСКИРОВКИ.  Но иногда ему не нужно никакой особой техники: просто назовется иначе и заговоритъ, какъ волкъ въ дѣтской сказкѣ, «тоненьким голосочкомъ»: 
«ваша мать пришла, молочка принесла»...  А мы, какъ будто только этого и ждали, — довѣрчивые «козляточки», — сейчасъ «двери настежъ» и на все готовы. 
Намъ необходима ЗОРКОСТЬ КЪ ЧЕЛОВѢЧЕСКОЙ ФАЛЬШИ; ВОСПРIИМЧИВОСТЬ КЪ ЧУЖОЙ НЕИСКРЕННОСТИ; СЛУХЪ ДЛЯ ЛЖИ; ЧУТЬЕ ЗЛА; СОВѢСТИАЯ ВПЕЧАТЛИГЕЛЬНОСТЬ.  Безъ этого мы будемъ обмануты какъ глупыя птицы, переловлены, какъ кролики и передавлены, какъ мухи на стеклѣ. 
Въ насъ до сихъ поръ живетъ ребяческая довѣрчивость: наивное допущенiе, что, если человѣкъ, что-нибудь ГОВОРИТЪ, то онъ и въ самомъ дѣлѣ думаетъ то, что говоритъ; если ОБѢЩАЕТЪ — ТО ЖЕЛАЕТЪ ИСПОЛНИТЬ обѣщанное; если разсказываетъ о своемъ прошломъ — то не ВРЕТЪ; 
если развиваетъ «ПЛАНЫ», то самъ относится къ нимъ серьезно; если обвиняетъ другого, то «не стаиетъ же завѣдомо и злостно клеветать»; 
если восхваляетъ кого, то не лотому, что ему пригрозили, наобѣщалн или уже заплатили; если выставляетъ себя «патрiотомъ», то никакъ не можетъ принадлежать къ враждебной контръ-развѣдкѣ; если произноситъ священныя слова, то не ради прово.кацiи; если носитъ какую-нибудь одежду (военную, духовную или иноземную), то и внутренно соотвѣтствуетъ своему наряду; если раслолагаетъ деньгами, то добытъ ихъ законнымъ и честнымъ путемъ; если обѣщаетъ продовольственныя посылки, то отъ сочувственной доброты и т.д.  Мы, какъ маленькiя 
77 
 
дѣти, судимъ о внутреннемъ по внѣшности: по словамъ, по одеждѣ, по статьямъ въ газетѣ и особенно по обѣщанiямъ, по личнымъ комплиментамъ и по подачкамъ. 
Но СЛОВА безъ дѣла не вѣсятъ.  У каждаго изъ насъ есть свое прошлое, состоящее изъ ПОСТУПКОВЪ, совершенныхъ нами и, можетъ быть втайнѣ совершаемыхъ и нынѣ.  Это прошлое отнюдь не подобно эмѣиной кожѣ, перiодически обновляющейся; напротивъ — оно выростаетъ у насъ изъ души и сердца, оно остается внутренно вращеннымъ, и несется нами черезъ всю жизнь; оно звучитъ въ интонацiяхъ голоса, оно посверкиваетъ во взглядѣ, оно сквозитъ въ манерахъ, оно прорывается въ оборотахъ рѣчи и въ аргументацiи, оно ВЫДАЕТЪ НАСЪ.  Иногда человѣкъ выдаетъ себя однимъ взглядомъ, однимъ словомъ, одной постановкой вопроса. 
Поэтому за словами должны стоять ОБЩЕИЗВѢСТНЫЯ ДѢЛА; и судить надо не по рѣчамъ, а по дѣламъ.  Человѣкъ долженъ имѣть НРАВСТВЕННОЕ ПРАВО на тѣ слова, которыя онъ произноситъ.  Священныя слова не могутъ прикрыть грязныхъ дѣлъ.  Великiе лозунги не звучатъ изъ устъ предателя.  Надо быть духовно слѣпымъ и глухимъ, чтобы вѣрить въ искренность наемнаго агента.  Наше поколѣнiе богато отвратительнымъ опытомъ лжи и лицемѣрiя; мы обязаны имѣть чутье зла и не имѣемъ права поддаваться на соблазны. 
И ОДЕЖДА не гарантируетъ ничего.  Развѣ iеро-чекисты, прилетавшiе въ Парижъ и соблазнившiе Митрополита Евлогiя и Митрополита Серафима (Лукьянова) — были не въ рясахъ?  Развѣ Скоблинъ не имѣлъ права на форму бѣлаго генерала?  Развѣ шулеръ не выдаетъ себя слишкомъ безукоризненнымъ фракомъ и бѣлоснѣжной рубашкой съ бриллiантовыми запонками? 
И ГАЗЕТНЫЯ СТАТЪИ не должны вводить насъ въ заблужденiе. На статьи, какъ и на слова, и на рѣчи — человѣкъ долженъ имѣть ЖИЗНЕННОЕ ПРАВО, право, прiобрѣтенное дѣлами жизни, ея мужествомъ, ея искренностью, ея жертвенностью, цѣльностью своего характера.  Современный мiръ богатъ костюмированными писателями, уже не разъ переодѣвавшимися, писателями-наймитами, писателями «чего изволите», писателями-лицемѣрами и предателями.  Надо научиться распознавать ихъ. 
Еще глупѣе вѣрить «ОБѢЩАНIЯМЪ».  И подъ совѣтами, и въ эмиграцiи мы видѣли множество «искусниковъ», которые дѣлаютъ себѣ карьеру неисполняемыми, а часто и завѣдомо неисполнимыми обѣщанiями: суля другимъ впустую мнимую «конъюнктуру», они постепенно готовятъ самимъ себѣ настоящую. 
Еще глупѣе вѣрить хвалителямъ и ЛЬСТЕЦАМЪ.  Лесть есть такая разновидность взятки, которая ненаказуема и которую люди не стыдятся братъ: и «далъ», и «не далъ»; и «взялъ», и «не взялъ»; подкупъ состоялся, а доказать его нельзя.  Между тѣмъ льстецъ всегда есть въ то же время клеветникъ: кто не дастъ подкупить себя лестью, тотъ будетъ имъ оклеветанъ.  А намъ надо помнить: современное человѣчество кишитъ нравственно — и политически — скомпрометированными людьми, которымъ необходимо скрыть или диссимулировать свое прошлое; ложь, лесть и клевета — ихъ главное жизненное оружiе. 
Что же намъ дѣлать? 
1) Отходить отъ зла и творить благо.  Не замѣшиваться въ ту 
78 
праздную и вредную сумятицу партiйной интриги и клеветы, которой столь многiе отдаютъ свои силы.  Искать РЕАЛЬНОЙ БОРЬБЫ, а не эмигрантской карьерьг, которая всегда была и всегда будетъ пустозвономъ..  Надо БЫТЬ, а не казаться; наносить удары врагу, а не считаться «эмигрантскимъ проминентомъ». 
2) СМЫКАТЬ НАШИ РЯДЫ.  Упорно, неустанно искать людей, заслуживающих АБСОЛЮТНАГО ДОВѢРIЯ: людей совершонныхъ дѣлъ; людей непоколебимаго стоянiя; людей никогда и никуда не продававшихся и ни на что грязное не нанимавшихся; такихъ людей, что если ловкiй клеветникъ представитъ намъ «несуразныя доказательства» ихъ мнимой нечестности, то мы отвернемся отъ клеветника съ омерзенiемъ.  Надо находить людей абсолютнаго довѣрiя и связываться съ ними напрочно. 
3) Постоянно КРѢПИТЬ ВЪ СЕБѢ ЧУТЬЕ КЪ ДОБРУ И КО ЗЛУ.  Беречь свое чувство чести; не снижать его требованiй; твердо вѣрить, что безчестье есть мое пораженiе и переходъ въ лагерь дьявола; и всякаго новаго человѣка мѣрить ПРО СЕБЯ требованiемъ полной чести и честности.  Всегда провѣрять свои впечатлѣнiя и свой внутреннiй судъ — въ общенiи съ людьми абсолютнаго довѣрiя.  Отъ безчестныхъ рѣшительно отходить; сомнительнымъ не довѣряться.  Ни тѣ, ни другiе — не годятся для борьбы: продадутъ и предадутъ. 
4) Учиться безошибочно отличать ИСКРЕННЯГО ЧЕЛОВѢКА отъ неискренняго.  Крѣпить въ себѣ чувство фальши и слухъ для лжи.  Бережно копить въ себѣ соотвѣтственный жизненный опытъ и дѣлиться имъ съ людьми абсолютнаго довѣрiя.  И всегда и во всѣхъ своихъ общественныхъ ошибкахъ отдавать себѣ ясный и честный отчетъ. 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]