[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
чтецъ Михаилъ 03:14:09 18/05/1999:
1949 Г. 39. ЧУТЬЕ ЗЛА. Въ этомъ наша бѣда и наша опасность: мы живемъ въ эпоху воинствующаго зла, а вѣрнаго чутья для распознанiя и опредѣленiя его не имѣемъ. Отсюда безчисленныя ошибки и блужданiя. Мы какъ будто смотримъ — и не видимъ; видимъ — и не вѣримъ глазамъ; БОИМСЯ повѣрить; а повѣривъ, все еще стараемся «уговорить себя», что «можетъ быть все это не такъ»; и не къ мѣсту, и не во время сентиментально ссылаемся на евангельское «не судите», и забываемъ апостольское «измите злаго отъ васъ самихъ» (Кор. 1:5-13). Дѣлаемъ ошибку и стыдимся сказать: «я ошибся»; поэтому держимся за нее, длимъ ее, увязаемъ во злѣ и множимъ соблазны. А воинствующее зло отлично знаетъ нашу подслѣповатость и безломощность, и развиваетъ искуснѣйшую ТЕХНИКУ МАСКИРОВКИ. Но иногда ему не нужно никакой особой техники: просто назовется иначе и заговоритъ, какъ волкъ въ дѣтской сказкѣ, «тоненьким голосочкомъ»: «ваша мать пришла, молочка принесла»... А мы, какъ будто только этого и ждали, — довѣрчивые «козляточки», — сейчасъ «двери настежъ» и на все готовы. Намъ необходима ЗОРКОСТЬ КЪ ЧЕЛОВѢЧЕСКОЙ ФАЛЬШИ; ВОСПРIИМЧИВОСТЬ КЪ ЧУЖОЙ НЕИСКРЕННОСТИ; СЛУХЪ ДЛЯ ЛЖИ; ЧУТЬЕ ЗЛА; СОВѢСТИАЯ ВПЕЧАТЛИГЕЛЬНОСТЬ. Безъ этого мы будемъ обмануты какъ глупыя птицы, переловлены, какъ кролики и передавлены, какъ мухи на стеклѣ. Въ насъ до сихъ поръ живетъ ребяческая довѣрчивость: наивное допущенiе, что, если человѣкъ, что-нибудь ГОВОРИТЪ, то онъ и въ самомъ дѣлѣ думаетъ то, что говоритъ; если ОБѢЩАЕТЪ — ТО ЖЕЛАЕТЪ ИСПОЛНИТЬ обѣщанное; если разсказываетъ о своемъ прошломъ — то не ВРЕТЪ; если развиваетъ «ПЛАНЫ», то самъ относится къ нимъ серьезно; если обвиняетъ другого, то «не стаиетъ же завѣдомо и злостно клеветать»; если восхваляетъ кого, то не лотому, что ему пригрозили, наобѣщалн или уже заплатили; если выставляетъ себя «патрiотомъ», то никакъ не можетъ принадлежать къ враждебной контръ-развѣдкѣ; если произноситъ священныя слова, то не ради прово.кацiи; если носитъ какую-нибудь одежду (военную, духовную или иноземную), то и внутренно соотвѣтствуетъ своему наряду; если раслолагаетъ деньгами, то добытъ ихъ законнымъ и честнымъ путемъ; если обѣщаетъ продовольственныя посылки, то отъ сочувственной доброты и т.д. Мы, какъ маленькiя 77 дѣти, судимъ о внутреннемъ по внѣшности: по словамъ, по одеждѣ, по статьямъ въ газетѣ и особенно по обѣщанiямъ, по личнымъ комплиментамъ и по подачкамъ. Но СЛОВА безъ дѣла не вѣсятъ. У каждаго изъ насъ есть свое прошлое, состоящее изъ ПОСТУПКОВЪ, совершенныхъ нами и, можетъ быть втайнѣ совершаемыхъ и нынѣ. Это прошлое отнюдь не подобно эмѣиной кожѣ, перiодически обновляющейся; напротивъ — оно выростаетъ у насъ изъ души и сердца, оно остается внутренно вращеннымъ, и несется нами черезъ всю жизнь; оно звучитъ въ интонацiяхъ голоса, оно посверкиваетъ во взглядѣ, оно сквозитъ въ манерахъ, оно прорывается въ оборотахъ рѣчи и въ аргументацiи, оно ВЫДАЕТЪ НАСЪ. Иногда человѣкъ выдаетъ себя однимъ взглядомъ, однимъ словомъ, одной постановкой вопроса. Поэтому за словами должны стоять ОБЩЕИЗВѢСТНЫЯ ДѢЛА; и судить надо не по рѣчамъ, а по дѣламъ. Человѣкъ долженъ имѣть НРАВСТВЕННОЕ ПРАВО на тѣ слова, которыя онъ произноситъ. Священныя слова не могутъ прикрыть грязныхъ дѣлъ. Великiе лозунги не звучатъ изъ устъ предателя. Надо быть духовно слѣпымъ и глухимъ, чтобы вѣрить въ искренность наемнаго агента. Наше поколѣнiе богато отвратительнымъ опытомъ лжи и лицемѣрiя; мы обязаны имѣть чутье зла и не имѣемъ права поддаваться на соблазны. И ОДЕЖДА не гарантируетъ ничего. Развѣ iеро-чекисты, прилетавшiе въ Парижъ и соблазнившiе Митрополита Евлогiя и Митрополита Серафима (Лукьянова) — были не въ рясахъ? Развѣ Скоблинъ не имѣлъ права на форму бѣлаго генерала? Развѣ шулеръ не выдаетъ себя слишкомъ безукоризненнымъ фракомъ и бѣлоснѣжной рубашкой съ бриллiантовыми запонками? И ГАЗЕТНЫЯ СТАТЪИ не должны вводить насъ въ заблужденiе. На статьи, какъ и на слова, и на рѣчи — человѣкъ долженъ имѣть ЖИЗНЕННОЕ ПРАВО, право, прiобрѣтенное дѣлами жизни, ея мужествомъ, ея искренностью, ея жертвенностью, цѣльностью своего характера. Современный мiръ богатъ костюмированными писателями, уже не разъ переодѣвавшимися, писателями-наймитами, писателями «чего изволите», писателями-лицемѣрами и предателями. Надо научиться распознавать ихъ. Еще глупѣе вѣрить «ОБѢЩАНIЯМЪ». И подъ совѣтами, и въ эмиграцiи мы видѣли множество «искусниковъ», которые дѣлаютъ себѣ карьеру неисполняемыми, а часто и завѣдомо неисполнимыми обѣщанiями: суля другимъ впустую мнимую «конъюнктуру», они постепенно готовятъ самимъ себѣ настоящую. Еще глупѣе вѣрить хвалителямъ и ЛЬСТЕЦАМЪ. Лесть есть такая разновидность взятки, которая ненаказуема и которую люди не стыдятся братъ: и «далъ», и «не далъ»; и «взялъ», и «не взялъ»; подкупъ состоялся, а доказать его нельзя. Между тѣмъ льстецъ всегда есть въ то же время клеветникъ: кто не дастъ подкупить себя лестью, тотъ будетъ имъ оклеветанъ. А намъ надо помнить: современное человѣчество кишитъ нравственно — и политически — скомпрометированными людьми, которымъ необходимо скрыть или диссимулировать свое прошлое; ложь, лесть и клевета — ихъ главное жизненное оружiе. Что же намъ дѣлать? 1) Отходить отъ зла и творить благо. Не замѣшиваться въ ту 78 праздную и вредную сумятицу партiйной интриги и клеветы, которой столь многiе отдаютъ свои силы. Искать РЕАЛЬНОЙ БОРЬБЫ, а не эмигрантской карьерьг, которая всегда была и всегда будетъ пустозвономъ.. Надо БЫТЬ, а не казаться; наносить удары врагу, а не считаться «эмигрантскимъ проминентомъ». 2) СМЫКАТЬ НАШИ РЯДЫ. Упорно, неустанно искать людей, заслуживающих АБСОЛЮТНАГО ДОВѢРIЯ: людей совершонныхъ дѣлъ; людей непоколебимаго стоянiя; людей никогда и никуда не продававшихся и ни на что грязное не нанимавшихся; такихъ людей, что если ловкiй клеветникъ представитъ намъ «несуразныя доказательства» ихъ мнимой нечестности, то мы отвернемся отъ клеветника съ омерзенiемъ. Надо находить людей абсолютнаго довѣрiя и связываться съ ними напрочно. 3) Постоянно КРѢПИТЬ ВЪ СЕБѢ ЧУТЬЕ КЪ ДОБРУ И КО ЗЛУ. Беречь свое чувство чести; не снижать его требованiй; твердо вѣрить, что безчестье есть мое пораженiе и переходъ въ лагерь дьявола; и всякаго новаго человѣка мѣрить ПРО СЕБЯ требованiемъ полной чести и честности. Всегда провѣрять свои впечатлѣнiя и свой внутреннiй судъ — въ общенiи съ людьми абсолютнаго довѣрiя. Отъ безчестныхъ рѣшительно отходить; сомнительнымъ не довѣряться. Ни тѣ, ни другiе — не годятся для борьбы: продадутъ и предадутъ. 4) Учиться безошибочно отличать ИСКРЕННЯГО ЧЕЛОВѢКА отъ неискренняго. Крѣпить въ себѣ чувство фальши и слухъ для лжи. Бережно копить въ себѣ соотвѣтственный жизненный опытъ и дѣлиться имъ съ людьми абсолютнаго довѣрiя. И всегда и во всѣхъ своихъ общественныхъ ошибкахъ отдавать себѣ ясный и честный отчетъ.
Ответы и комментарии: