Re (2):  Спасители Церкви и свидетели красоты


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено полковник Рюмин 00:04:51 24/05/1999
в ответ на: Re:  КОРМЧИЙ (Патриарх Алексий II — политический деятель) , отправлено Андрей А.Платонов 16:12:50 22/05/1999

>  
> Протопресвитер Виталий Боровой — выдающийся священник Русской православной церкви уже навсегда вошел в историю. Это любимый прихожанами пастырь — в послевоенное время в Белоруссии, в 70-е в Елоховском соборе (настоятель), в 80-90 в храме на Неждановой. Замечательный проповедник, затмивший однажды гостившего в Москве Билли Грэма. Ему 83 года, он очень болен, чуть не умер, но продолжает служить Церкви и в храме, и в ОВЦС.. Он всю жизнь отдал Церкви. Он ученый, профессор, доктор богословия. 
>  
> Его работа в ВСЦ была работой на пользу России, Русской церкви, против ее врагов, в частности, коммунистов, душивших церковь. 
>  
Безотносительно выдающихся личных качеств о. Виталия хотел бы остановиться именно на этой стороне его деятельности — «работе против коммунистов, душивших Церковь» в ОВЦС, превратившем Церковь в придаток вселенского еретического сборища под названием Всемирный Совет Церквей. 
 
Вы озвучиваете здесь злонамеренный миф о том, что участие в экуменическом движении будто бы обеспечило "выход из международной изоляции", который в свою очередь «спас Церковь» и якобы предотвратил "полный разгром внутренней жизни Русской Церкви". Этот миф пытаются внедрить в церковное сознание некоторые нынешние высокопоставленные иерархи, которые были в свое время непосредственно вовлечены в "углубленное сотрудничество" между Патриархией и богоборческим государством.  Такая версия церковной истории учитывает неблагоприятную для этих иерархов внутрицерковную конъюнктуру (последние годы показали, что среди рядовых верующих и провинциальных священников "экуменисты" практически не имеют своих сторонников). 
 
Прежде всего хочу указать на вероучительную несостоятельность этого мифа.  
 
Верую и исповедую, яко не человеки спасают Церковь и ничто же пользует или созидает ю, яко тело Христово, согласие со враги ея, таже отказ от малейшей заповеди Христовой и установления церковнаго в угоду врагам ея за обещание благ тленных, но Церковь спасает человеков силою Возлюбившаго ю Христа.  
 
Во-вторых, следует с полной ответственностью признать, что активизация "международной деятельности" РПЦ и ее вступление в экуменические организации были органичной частью хорошо продуманного плана по разложению Церкви. Утверждение, что "ОВЦС, расширяя экуменические контакты, пытался спасти Церковь, выводя ее из-под удара государственных гонений на международный уровень", — явная ложь. Наоборот, при помощи Владыки Никодима (Ротова) КГБ сумел превратить ОВЦС в своего сообщника по антиправославной деятельности.  
Дело в том, что международные контакты Московской Патриархии и до 1961 года были достаточно развиты. Более того: церковному священноначалию даже приходилось потихоньку саботировать их дальнейшее расширение. Так что если считаться с реальными фактами, то нет ни малейшего основания говорить о том, что Владыка Никодим "вывел РПЦ на международную арену" и тем самым попытался оградить от гонений внутри СССР.  
 
На самом деле он "всего лишь" принципиально изменил характер международных контактов Русской Церкви. Если до 1961 года это были в основном контакты между поместными православными церквями, не выходившие за рамки православного мира, то теперь центр тяжести церковной "внешней политики" был решительно перенесен в область межконфессиональных контактов с неправославными партнерами — католиками и протестантами.  
 
Секрет такой смены ориентиров прост. Значительная часть поместных православных церквей находилась на территории "соцлагеря", и их контакты с РПЦ не представляли для КГБ никакого интереса. А те церкви, которые не входили в сферу влияния СССР — скажем, Иерусалимский или Александрийский Патриархаты — были маловлиятельны на Западе и не годились для той роли, которую должен был сыграть ОВЦС в планах советских спецслужб.  
 
Эта роль не делает ему чести. Бурная международная активность сотрудников Отдела должна была послужить пропагандистским прикрытием процесса уничтожения Православной Церкви на территории Советского Союза. И, надо сказать, под руководством Владыки Никодима они с ней неплохо справлялись. Объективно — вне зависимости от чьих-то личных стремлений (скажем, активиста ОВЦС о. Виталия) — ОВЦС фактически превратился в орудие разрушения Русской Церкви.  
 
Разъезжая по всему миру, митр. Никодим и его сотрудники с высоких трибун всевозможных экуменических и миротворческих организаций не уставали твердить: никаких гонений на Церковь в Советском Союзе нет! Советское государство и Московская Патриархия находятся в "сердечных отношениях" (это подлинные слова Владыки Ювеналия (Пояркова), нынешнего постоянного члена Священного Синода РПЦ), а "некоторое сокращение числа приходов" вызвано потребностями самих верующих...  
А в это время в России взрывали храмы, громили монастыри, закрывали семинарии и запрещали священникам причащать детей...  
 
Однако самым страшным последствием "смены курса" церковной политики оказалась угроза повреждения догматической и канонической полноты и чистоты православного вероучения. Особенно реальной она стала после вступления Московской Патриархии во Всемирный Совет Церквей. Сегодня уже не подлежит никакому сомнению, что эта акция не только не была вызвана какими бы то ни было внутрицерковными потребностями, но, наоборот, прямо противоречила интересам РПЦ. Непосредственными инициаторами вовлечения Церкви в экуменическое движение явились "компетентные органы", курировавшие РПЦ, а послушными исполнителями этого плана — Владыка Никодим и его единомышленники.  
 
                        *     *     * 
Но что же удерживает нашу Церковь во Всемирном Совете Церквей ныне?  
 
Прошли времена кипучей «борьбы за мир» и незабвенных «мирных инициатив», когда на проводившихся по всему миру конгрессах и форумах на деньги РПЦ, то есть верующих старушек, кормили и поили (сколько тостов было поднято «за мир и дружбу») кучу своих и зарубежных проходимцев. 
 
Отпала необходимость «спасать Церковь», ведь ныне нехороший тоталитаризм сменился нашей славной демократией, и президент РФ постоянно появляется на всевозможных мероприятиях в Кремле под руку со Святейшим Патриархом. Помню, однажды на Пасху вышли оба на Царское крыльцо, и президент поздравлял наше священноначалие «с рождением Христа». 
 
Оказывается, причина нашего участия в ВСЦ — необходимость «свидетельствовать о спасительной красоте православия». Вот ОВЦС уже несколько десятков лет и свидетельствует. Исповедники наши! 
Делишься своими недоумениями с духовенством, а что же в ответ? Даже самые благонамеренные батюшки, вздыхая, говорят о царящим ныне повсюду духе компромисса и от души советуют не вникать в эти экуменические дела, а спасаться как-нибудь самому потихоньку. Другие говорят, что надо терпеть, смиряться, советуют заниматься собственным духовным совершенствованием. О своих, мол, грехах надо думать, а не чужие (иерархов) подсчитывать. У иных и цитата готова — ложно истолкованное поучение Святителя Игнатия (Брянчанинова): «Отступление попущено Богом. Не покусись остановить его своею немощной рукой». Тем самым своему бездействию и попустительству придается некий высший духовный смысл.  
Или еще одно распространенное мнение. Да, экуменизм — это грех, но поскольку в нем участвуют наши высокие иерархи, то не нам их осуждать. Откуда распространилось у нас представление, что в Церкви есть не подлежащие никакой критике авторитеты, причем авторитет этот связан именно с саном и должностью?    От папистов пришло, наверное. Если же в расспросах проявляешь настойчивость, рискуешь нарваться на окрик с переходом на личности (прямо восклицают: «А ты кто такой? Судия?»). Но речь-то не о личной нашей духовной жизни, а о чистоте Веры. 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]