[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
полковник Рюмин 00:50:47 24/05/1999
в ответ на:
Re (2): Спасители Церкви и свидетели красоты, отправлено
полковник Рюмин 00:04:51 24/05/1999
>Бурная международная активность сотрудников Отдела должна была послужить пропагандистским прикрытием процесса уничтожения Православной Церкви на территории Советского Союза. И, надо сказать, под руководством Владыки Никодима они с ней неплохо справлялись. Объективно вне зависимости от чьих-то личных стремлений (скажем, активиста ОВЦС о. Виталия) ОВЦС фактически превратился в орудие разрушения Русской Церкви. > > Разъезжая по всему миру, митр. Никодим и его сотрудники с высоких трибун всевозможных экуменических и миротворческих организаций не уставали твердить: никаких гонений на Церковь в Советском Союзе нет! Советское государство и Московская Патриархия находятся в "сердечных отношениях" (это подлинные слова Владыки Ювеналия (Пояркова), нынешнего постоянного члена Священного Синода РПЦ), а "некоторое сокращение числа приходов" вызвано потребностями самих верующих... > А в это время в России взрывали храмы, громили монастыри, закрывали семинарии и запрещали священникам причащать детей... > П Р И Л О Ж Е Н И Е Архиепископ Питирим (Нечаев) о Церкви в СССР (16.7.1974) ...Недавно гражданин Лукьяненко из села Зачуновка на Украине обратился в местный совет с жалобой на то, что председатель колхоза исключил его, так как он является членом религиозной общины. Однако Конституция СССР гарантирует каждому советскому гражданину право на свободу религиозных культовых действий, а также каждому гражданину предоставляется право быть верующим или быть вне религии. Нарушение законных прав верующих подлежит уголовно-правовому преследованию. Конец вышеизложенной истории очевиден: уличенные в нарушении закона были привлечены к ответственности, а Лукьяненко восстановлен на работе. В связи с этим я спросил архиепископа Питирима: Известны ли Вам, как служителю Церкви, другие нарушения гарантированных Конституцией прав верующих? И что Вы скажете по поводу приведенного примера? -До сих пор мне не приходилось сталкиваться с подобными случаями. Но я знаю, что если бы права верующих были ущемлены, допустим, служащими административного учреждения, то каждая жалоба была бы добросовестно расследована, как это и доказывает случай с Лукьяненко. Советское законодательство, касающееся религиозных прав верующих, совершенно новая область юстиции, тезисы которой постоянно проверяются практикой жизни. Что нам, советским гражданам, кажется само собой разумеющимся, за границей вызывает сомнения и странные вопросы. Видимо, существуют причины для таких вопросов? Я пришел к убеждению, что непонимание положения Церкви в СССР вызвано шаблонным мышлением. На Западе Церковь является как формально, так и с точки зрения закона частью государственной жизни и деятельности. Еще в Древнем Риме и особенно в средневековье Церковь всегда была убежищем для социально непривилегированных слоев, служила посредником при решении внутренних и международных конфликтов, брала на себя ношу социальной помощи и медицинского обеспечения народа. Некоторые из этих традиционных функций Церковь выполняет и сегодня. Благотворительной деятельностью занималась и Русская Православная Церковь до социалистической революции 1917 года. Сейчас всеми этими задачами в Советском Союзе занимается государство. Церковь в нашей стране отделена от государства. В том обстоятельстве, что религиозные объединения освобождены от сбора подаяний на содержание медицинских и других благотворительных организаций, я не вижу никакого нарушения прав Церкви. Говорю как епископ и богослов: с отделением Церкви от государства религиозные общины утратили лишь изначала несвойственные им функции социального учреждения. Церковь в Советском Союзе больше не занимается преподаванием Закона Божия для несовершеннолетних, ПОТОМУ ЧТО РЕЛИГИОЗНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ СПОСОБСТВУЕТ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПРЕДРАССУДКОВ И ДАЖЕ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОГО И НРАВСТВЕННОГО НАСИЛИЯ СОВЕСТИ. Конечно, родителям не возбраняется воспитывать детей в религиозном духе. Молодой человек, став совершеннолетним, сам сможет решить: хочет он присоединиться к религиозной общине или нет. (Выделено мной П.Р.) Вера, как с точки зрения Церкви, так и с точки зрения советского закона, является личным делом каждого отдельного гражданина. - Пытается ли государство удерживать своих граждан от поступления в духовные заведения? СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО УКЛОНЯЕТСЯ ОТ ЛЮБОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА ЦЕРКВИ. (Выделено мной П.Р.) Я сам поступил в духовное учебное заведение после того, как проучился три года в техническом институте и Вы мне можете поверить эта перемена прошла для меня без всяких препятствий. Ни одно из ограничений, содержащихся в советских законах, не урезает свободы отправления религиозных культов или права религиозных общин издавать книги, журналы и учебники религиозного содержания. (Библия в продаже появилась лишь с 1988 г. П.Р.) В наших семинариях и духовных академиях еще никогда не было государственной инспекции. Каждое нарушение религиозных чувств верующих или любое ограничение в отправлении религиозного культа карается советским законом. Но почему в СССР запрещена деятельность некоторые сект? Ни конфессии, ни секты не запрещены в Советском Союзе. Однако законом и верующим, и неверующим воспрещается совершать поступки, которые могут иметь впоследствии нарушение здоровья или благополучия граждан, которые могут причинить физическую или моральную травму. Поэтому запрещены все жестокие, унаследованные из старой России секты, возникшие на почве религиозного фанатизма. Такое запрещение соответствует нормам гуманности. В большинстве стран мира сегодня существуют такие законы. - Влияет ли вероисповедание на правоспособность граждан? Конечно, нет! В СССР всем гражданам, независимо от их вероисповедания, гарантируются все права. Вот пример моей семьи. Я родился в 1926 г. в семье священника. Несмотря на то что мои братья и сестры принадлежат Русской Православной Церкви, у них была неограниченная возможность получить высшее образование. (Не знаю, как у него, но пункт анкеты о социальном происхождении был очень серьезный. П.Р.) Мой старший брат стал инженером и строил первые высотные здания в Москве. Мой второй брат стал начальником планового отдела в Министерстве путей сообщения СССР. Они оба получили высокое профессиональное признание. Принадлежность к религиозной общине никак не влияет, говоря юридическим языком, на правоспособность или дееспособность гражданина, на всю область его политических, экономических и гражданских личных и семейных прав. Юрий Кирсанов. Sowietunion Heute . 16.7.1974. № 13-14 Sowjetunion Heute Советский Союз сегодня. Издано советским посольством в ФРГ в Кельне. "Гуманизм и забота о человеке". Митрополит Алекcий (Ридигер) Таллинский и Эстонcкий о новой Конституции СССР (октябрь 1977) Редакция "Голоса Родины" получила несколько писем из США и других стран, в которых читатели просят рассказать о том, как осуществляется в Советской стране свобода совести и соответствуют ли действительности слухи о притеснении духовенства и верующих в СССР. которые распространяются на Западе. В связи с обсуждением проекта новой Конституции, корреспондент "Голоса Родины" обратился к митрополиту Таллинскому и Эстонскому АЛЕКСИЮ, управляющему делами Московской Патриархии, члену Совета Общества "Родина", и попросил его рассказать о положении и деятельности Русской Православной церкви в СССР. Сегодня мы помещаем беседу с митрополитом Алексием. "...Обратимся теперь к статье 52, которая непосредственно касается положения церкви и свободы совести. Она гласит: "За гражданами СССР признается свобода совести, то есть право исповедовать любую религию, отправлять религиозные культы или не исповедовать никакой религии, вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви". Эта статья, по сравнению со статьей 124 ныне действующей Конституции, еще более полно гарантирует гражданам Советского Союза полную и невозбранную свободу совести. В силу этого Русская Православная Церковь и другие религиозные объединения в Советском Союзе имели, имеют и будут иметь все необходимые условия для свободного, согласного с церковной традицией, осуществления своей миссии. Свободное и невозбранное совершение богослужений, проповедь, удовлетворение религиозных запросов верующих вот что характеризует нашу церковную жизнь и деятельность. Для этого у Русской Православной Церкви и других церквей и религиозных объединений в СССР имеются все условия. Начну с того, что наша Церковь имеет прекрасные храмы, переданные ей государством в бесплатное пользование. Наша Церковь при необходимости может также арендовать или строить новые молитвенные здания. Наши церковные организации имеют и могут приобретать транспортные средства, организовывать предприятия для производства свечей, церковной утвари, облачений, икон и других предметов богослужебного обихода. Московский Патриархат издает журналы, календари, молитвенники, книги Священного Писания, богослужебную и другую литературу. У нас имеются свои духовные учебные заведения высшие и средние для подготовки священнослужителей. Церковь имеет свой пенсионный фонд, обеспечивающий пенсиями и пособиями престарелых священнослужителей, их вдов и сирот. Доходы храмов налогами не облагаются, и средств, которыми располагает Церковь, достаточно, чтобы содержать в благолепии и порядке молитвенные здания, оплачивать священнослужителей и церковные хоры. В ряде епархий имеются мужские и женские монастыри. Проект новой Конституции СССР является свидетельством углубления процесса демократизации нашего общества, он созвучен обязательствам, которые взяли на себя главы 35 государств в Хельсинки, подписавшие Заключительный акт 1975 года. Знаменательно, что всенародное обсуждение проекта и принятие новой Конституции ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В КАНУН СЛАВНОГ ЮБИЛЕЯ 60-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. (Выделено мной П.Р.) Все верующие граждане нашей страны горячо одобряют проект новой Конституции СССР, ибо он отвечает интересам людей всех слоев нашего общества и гарантирует всем гражданам Страны Советов, в том числе и верующим, принадлежащим к различным церквам и религиозным объединениям, все свободы и права, какими пользуется человек развитого социалистического общества". Голос Родины. 1977. № 38. С. 13-14
Ответы и комментарии: