просвещение и помощь


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 04:57:59 24/05/1999
в ответ на: Re (2): Без ссылок и посредников., отправлено Юлиан 22:22:45 21/05/1999

Дорогой Юлиан, 
Вы пишете: 
 
> Когда …каждое слово, каждое предложение в молитвах наполнено личным духовным опытом того святого, который говорил с Богом… появляется некое посредничество между Богом и Я.  
 
Это не совсем точно — вернее, дело в том, как относиться к "посредничеству". Почему мы собственно говоря ценим святых — и то что они писали? Мы ценим в святых опыт обожения, соединения Бога с человеки — молитвы которые они составили отражают этот опыт Св. Духа, так как Бог и дает молитву. Он просвещает нас, наставляет, возводит к Богу. Посредничество тут не того типа которого мы боимся — не заслонение Бога собой, человеческим — а наоборот, открытие Богом Себя, в данном случае — через святых. Такого "посредничества", такой помощи мы ищем, таким образом мы приобщаемся Богу. Тот кто умеет правильно молиться — Богослов, знает Бога. Святые передают нам свой опыт такого рода, дают пример. 
 
>Ещё один посредник, кроме Мариам например, не говоря об остальных, к >кому можно обращаться, ну скажем, в случае сильной зубной боли, или >чтоб совесть очистить. Но это не так важно.  
 
Можно обращаться ко всем, кто ведет к Богу. И при зубной боли, и при болезновании совести, и при сознании своего безсилия — для помощи. Все эти молитвы обращены к Единому Богу — даже тогда когда мы просим о молитве о нас получивших Его благодать святых.  
 
> Проблема в другом. Зачем стремиться к Истине, сплошь и рядом дающей >понять – ты греховен, ты ничтожен? Другого Истина не предлагает.  
 
Бог не есть просто Истина — Он также есть Свет миру, Он есть Путь, Он есть Жизнь. Осознание своей немощи приводит нас в чувство — это напоминает сильно пьяного человека который не вполне осознает насколько сильно он ранен и не ищет помощи Врача. Для того чтобы попросить помощи такого Врача, надо некоторое представление о том что с нами произошло, и что нам необходима помощь этого самого врача. 
Дальше Бог исцелыет — мы же должны Ему в этом по крайней мере не очень сильно сопротивляться, а лучше — помогать. 
 
>Вернее предлагает, однако спектр выбора слишком широк для узких >дверей. Всем известна ожесточённая, часто кровавая, христианская >полемика. Практически по любому вопросу. Итог продолжающихся споров >– несколько авторитетных святых отцов за две тысячи лет, которыми >размахивают кто как хочет. Новый святой канонизирован – новая >дубинка появилась. 
 
Иначе говоря, Вы не видите за деревьями леса, а за кольчугой — рыцаря. Христианская и вообще религиозная полемика и искания связаны не с дефектами "узкого пути", а с широтой пути "ведущего к погибели". Перед нами много дверей, много тропинок — и как найти ту, что выведет к Богу. А между тем большинство критериев которые мы можем принимать недостаточны сами по себе. В конечном счёте, это опять таки Христос, Кто направляет наш путь — мы же должны искать Его, кричать и вопить к Нему, идти на Его голос как те овцы. Он Сам есть дверь, которой мы можем войти в жизнь, быть с Ним. Дубинки и полемика это внешнее, как при операции тоже льется много крови — удаляется опухоль, или зашивается большая и грязная рана. Это всё конечно болезненно, но что поделать — другого пути наши раны не дают нам совершить. Всё очень серьезно, времени у нас мало, сил тоже, Врач же всегда тут как тут. Беда иной раз бывает тогда, когда "помогать" ему берутся разные "доброхоты", которые сами глубоко пьяны и нездоровы — тут приходит на память и кровавая деятельность папства, иезуитов, кальвинистов, и магометан, и язычников и иудеев. У православных все же церковно-предводительствуемых гонений найти можно немного — но можно. Как правило, такие случаи связаны с "государственным" подходом, а не собственно с церковным. 
 
> В вашем комментарии, как и в других,  мало говорится о личном >богообщении. Может ли кто-то рассказать о том, что хоть раз ходил >без костылей? И что он познал? Чтобы другой, для которого ссылка на >святых отцов то же, что ссылка на Ленина, или на Шпенглера, или на >еще кого-нибудь, далёкого от того, что здесь и сейчас происходит >хотя бы в силу своего отсутствия. И чтоб этот другой поверил личному >опыту, а не тщательной сверке собственных мыслей с учением святых >отцов.   
 
Как можно об этом _рассказать_? Я не берусь — но вот писания святых часто есть именно такой рассказ. Читая святых Отцов часто поражаешься тому как все они похожи — не в деталях, а в общем. Тот, Кто их просвещал своим свтом несомненно один и тот же Христос. Из чтения их выражения своего личного опыта, их писаний нам, как раз и возникает доверие их опыту, и гигантский разброс во времени, пространстве, народностях и странах — не препятствие. Святые первых веков говорят одним голосом со святыми нашего времени, и о том же Христе. 
_Поэтому_ мы и стремимся сверять с ними свои мысли — но конечно надо сначала ознакомится с ними, надо осознать и ощупать хотя бы то великое древо, которое насадил Бог — Церковь. Как передать словами это всё, я не знаю, и сомневаюсь что возможно. Но можно передать свмой жизнью — так делали мученики за Христа, так делали преподобные — жившие во Христе, так делают, в конечном итоге, все верующие Христиане. Свидетельство жизнью и телесной смертью очень сильно, сильнее его наверное только прямое откровение, что тоже не редкость, в молитве. 
 
>> "Ваш заход на форум является случайностью, для нас же это промысел> Божий, т.е. Вашего в этом решении не было ничегошеньки. И >мы за это благодарим Господа, имею в виду наше общение с Вами."  
>  
> В том то и проблема, что ничегошеньки. 
>  
> Как уверовать? В начале представить себе самое лучшее, самое >прекрасное… и начать читать ему  по молитвослову, стараясь быть >честным.  Далее управится. Но. Тот, кому читаешь ( оговариваюсь, в >начале) остаётся лишь порождением собственного сознания. В контексте >с «ничегошеньки», к слову,  можно заподозрить иллюзорность >собственного сознания.  
 
Я не понимаю что Вы тут пишете. При молитве самое первое правило ничего себе не "представлять". Насчёт порождений своего сознания, Вы все-же должны быть реалистом, для того чтобы молиться Богу — Он Есть. 
 
Я также совсем не понял слов про "случайность" и "ничегошеньки". Это прямо какой-то кальвинизм, говорить что "ничего своего" не было в  решении зайти на форум, и разсуждения о "промысле" нередко бывают просто маскировкой вполне языческого фатализма.  


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]