Re (5):  Спасители Церкви и свидетели красоты — часть II


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено полковник Рюмин 00:57:51 25/05/1999
в ответ на: Re (4):  Спасители Церкви и свидетели красоты — ПРИЛОЖЕНИЕ, отправлено Андрей А.Платонов 01:04:56 24/05/1999

 
Пусть будет так. Я прошу у Вас прощения, если незаслуженно обидел о.Виталия. 
 
> 4)о.Виталий богословски признает православную и католическую церкви церквами-сестрами,  но вместе с тем обвиняет католиков, что они не ведут себя как церковь-сестра. Это разумная православная  позиция, а вовсе не предательство интересов православия. 
>  
 
А вот об экуменическом богословии хотел бы продолжить разговор. Но хотел бы начать издалека. 
 
Было бы полбеды, если бы проходившие свое послушание в ОВЦС архиереи и священнослужители ограничивались лишь славословием по адресу Советской власти. Приведенный мной в Приложении текст второго интервью всем известного иерарха может при желании рассматриваться как исторический курьез, как забавная иллюстрация нравов эпохи. Этого нельзя сказать о первом интервью, где осуждается воспитание «религиозных предрассудков» у детей. Не смешно и еще одно историческое богословское высказывание митр. Никодима: результат 50-летнего строительства социализма он видел в том, "что в этом новом мире воплощаются и получают реальное бытие идеалы, привнесенные в мир Воплотившимся Словом".  
А вот опять анекдот: в 1974 году тогда еще архиепископ Таллинский Алексий, руководивший также и учебным комитетом РПЦ, получил добро Совета по делам религий на введение новых "богословских" дисциплин в подведомственных ему духовных семинариях:  
"Воспитание паствы в духе любви к Родине, советского патриотизма, честного, добросовестного отношения к труду на благо Отчизны — задача православного пастыря",  
"Что такое советская Родина, советский гражданин". А вот названия прочитанных в духовных семинариях согласно учебной программе, разработанной архиеп. Алексием  лекций:  
"В.И.Ленин и культурная революция",  
"Коммунистическая мораль об отношении к труду и социалистической собственности",  
"Воспитание нового человека — важнейшая задача коммунистического строительства".  
Звучало все это не более дико, чем сказанные уже при Горбачеве слова Патриарха Пимена о том, что «главная задача Церкви — вовлечение верующих в революционную перестройку». Какова экклезиология!  
Да ладно уж! Льстивая риторика иерархов РПЦ, обращенная к властям, на мой взгляд носила чисто ритуальный характер (как обязательное подчеркивание «личного вклада» во все сущее «дорогого Леонида Ильича»), вряд ли к чему обязывая. То же самое можно сказать и о политизированных заявлениях на различных экуменических форумах. 
Беда в том, что, к сожалению, в Церкви нашлись силы, пожелавшие использовать экуменизм как своего рода рычаг для всестороннего "обновления" церковной жизни и "модернизации" православного вероучения. 
Так что те, кто сегодня пытается представить дело так, будто "православный экуменизм" всегда был лишь "свидетельством инославному миру об истинах православия", либо намеренно искажают картину, либо сами не знают, что первоочередной задачей экуменизма ОВЦС провозгласил внутреннее (то есть вероучительное) изменение РПЦ для ее сближения с инославным миром.  
Тема сближения и, в конечном итоге, объединения всех христианских конфессий — с каждым годом звучала в выступлениях Владыки Никодима все яснее и отчетливее. "Бессмысленны и недостойны христианина фанатичные споры о вере", — заявил он, например, во время своего пребывания в США в конце 1967 года (ЖМП, 1968г, № 3, с.53). И уж совсем откровенно высказался митрополит 17 марта 1968 года в Женеве, на открытии консультаций комиссии "Вера и церковное устройство". "Христианская экумена, — провозгласил он, — в конечном завершении экуменического движения представляется не чем иным, как мистическим телом Христа, то есть Его Церковью". Еретическое содержание этого высказывания, прямо отвергающего ту часть православного Символа Веры, которая свидетельствует о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви как о явлении уже реально в мире существующем в виде полноты Вселенского Православия, — ясно без всяких комментариев.  
Вдохновленные столь откровенными высказываниями своего шефа, не отставали от митрополита Никодима и его сотрудники. Восторженные речи о пользе и "великой цели" экуменизма так и сыпались со всех с сторон. Яснее других высказался Владыка Владимир (Котляров), ныне являющийся постоянным членом Священного Синода РПЦ.  
"Процесс вхождения церквей в экуменическое содружество в основном близок к завершению, — ликовал он, комментируя заседание Центрального Комитета ВСЦ в Женеве. — Радость роста иногда граничила с искушением преждевременно провозгласить Всемирный Совет  Церквей "сверхцерковью" или Вселенским Собором" (ЖМП,  1974 г. № 4, c.59).  
Православное вероучение однозначно расценивает попытки учреждения такой сверхцеркви как злейшую ересь и создание религиозных предпосылок к пришествию антихриста. Поэтому сам факт того, что православный архиерей, не находя ни одного слова для осуждения этих дьявольских начинаний, соглашается с ними, говоря лишь о том, что пока еще "преждевременно" обнародовать столь крутые решения, — невидан в истории РПЦ и с полным основанием может с считаться фактом ПУБЛИЧНО ПРОПОВЕДУЕМОЙ ЕРЕСИ со всеми вытекающими отсюда последствиями... 
 
Ну, вот. Так до Церкви-Сестры и не добрался. Устал. Извините, продолжу попозже. 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]