[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Александр Иванов 16:51:06 25/05/1999
в ответ на:
Re (5): Сжигание книг и хула на Духа Святого, отправлено
Андрей А.Платонов 22:49:10 23/05/1999
Уважаемый Андрей! > Я не могу произносить окончательного суда, как вы понимаете он принадлежит лишь Господу. Но если я прав, что этот акт свидетельствует об отвержении епископом Никоном плодов Духа Святого, то из Писания следует именно это [невозможность покаяния для епископа], увы. Итак, если допустить сам факт сожжения книг (в отрыве от личности еп. Никона, совершал он его или нет), то возникает два вопроса: 1) грех ли это и насколько тяжкий? 2) если это грех, возможно ли покаяние для совершивших его? Или иначе: можно ли назвать этот поступок хулой на Св. Духа? Я прошу Вас прокоментировать этот отрывок (Мф. 12, 31-32): "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем". Как Вы понимаете прощение хулы на Спасителя и непрощение хулы на Св. Духа? >> Несомненно. Но ведь Вам известно, что и у святых отцов и учителей Церкви бывают ошибки, которые подчас граничат с ересью, и которые отвергаются Церковью как заблуждения. От Бога были их писания или от Веельзевула? Можно ли так ставить вопрос? >> > Можно. Ересь учение, искажающая догматы, наносящие раны телу Христову Святой Церкви. Раны нашего Господа от дьявола. Значит, по-Вашему блаж. Августин или св. Григорий Нисский писали то от Бога, то от дьявола? Странно звучит, не правда ли? Церковь однозначно утверждает боговдохновенность Библии и Священного Предания, но не трудов отдельных богословов. Обращаю внимание, что не всякое творение святого человека входит в Св.Предание. Богослов пишет от своего разума, поврежденного у всех нас после падения. Поэтому любой богослов, даже человек святой жизни может ошибаться, и почитание такого человека за его праведную жизнь не должно сопровождаться слепым благоговением перед всеми его произведениями. К трудам любого богослова нужно подходить трезво, нужно понимать, что они могут содержать ошибки. > Нельзя шутить с клеймом "ересь". Несомненно, но я еретиком, кажется, никого из упомянутых батюшек и не называл. >> Упрямое нежелание поклонников творчества оо. Меня, Кочеткова, Борисова, Шмемана допустить для них право на ошибку очень опасный путь. Вот и получается, что одни их идеализируют, другие говорят о них, как о злостных еретиках и заклятых врагах Православия. А поводом >для вторых служит именно "канонизация" ошибок этих отцов первыми. > Этими словами вы действительно выдаете близость вашей позиции к позиции еп.Никона, утверждая опасность учений названный отцов для Церкви. Не нужно передергивать мои слова. Я лишь сказал, что есть опасность из почтения к человеку не заметить допущенных им ошибок. Мы же не говорим, что учение блаж. Августина опасно для Церкви. Хотя отдельные его произведения не согласны с Православием. Зато другие труды содержат много верного и истинного, а автор считается авторитетным богословом. Первые Церковью отвергаются, вторые принимаются и входят в Св.Предание. >Откуда вы это взяли? Никто из названных отцов не тоталитарен, они диалогичны, они учат трезвости. Их школа школа исторической критики, которую в России, например, развивали в Московской духовной академии великие ученые наши проф.прот. А.В.Горский, проф.прот.Ф.А.Голубинский, академик Е.Е.Голубинский. Посмотрите, при горячей любви и благодарности, как критичен, например, Е.Голубинский по отношению к Горскому. ОНИ МОГУТ ОШИБАТЬСЯ ? Вы допускаете возможность ошибок в их трудах? > Вы некими неясно какими ошибками, чуть ли не оправдываете сожжение книг, даже если в них этих неназванных ошибок и не было, и как ересь было сожжено чистое Христово учение? Правильно ли я вас понял? Я не одобряю сам факт сожжения, если он действительно имел место. Замалчиванием не решить проблемы. Но и раздувать этот случай до якобы хулы на Духа просто нелепость. Если эти книги содержали ошибки, то необходимо было как раз обратить внимание семинаристов на это и заняться серьезным богословским разбором итих книг. > Простите за некоторое заострение ваших позиций, Бог простит, и Вы меня простите. С уважением, Александр Иванов.
Ответы и комментарии: