Re (6): Сжигание книг и хула на Духа Святого


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 16:51:06 25/05/1999
в ответ на: Re (5): Сжигание книг и хула на Духа Святого, отправлено Андрей А.Платонов 22:49:10 23/05/1999

Уважаемый Андрей! 
 
> Я не могу произносить окончательного суда, как вы понимаете — он принадлежит лишь Господу. Но если я прав, что этот акт свидетельствует об отвержении епископом Никоном плодов Духа Святого, то из Писания следует именно это [невозможность покаяния для епископа], увы.  
 
Итак, если допустить сам факт сожжения книг (в отрыве от личности еп. Никона, совершал он его или нет), то возникает два вопроса:  
1) грех ли это и насколько тяжкий?  
2) если это грех, возможно ли покаяние для совершивших его? Или иначе: можно ли назвать этот поступок хулой на Св. Духа? 
 
Я прошу Вас прокоментировать этот отрывок (Мф. 12, 31-32): 
"Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем". Как Вы понимаете прощение хулы на Спасителя и непрощение хулы на Св. Духа? 
 
>> Несомненно. Но ведь Вам известно, что и у святых отцов и учителей Церкви бывают ошибки, которые подчас граничат с ересью, и которые отвергаются Церковью как заблуждения. От Бога были их писания или от Веельзевула? Можно ли так ставить вопрос? 
>>  
> Можно. Ересь — учение, искажающая догматы, наносящие раны телу Христову — Святой Церкви. Раны нашего Господа от дьявола. 
 
Значит, по-Вашему блаж. Августин или св. Григорий Нисский писали то от Бога, то от дьявола? Странно звучит, не правда ли? Церковь однозначно утверждает боговдохновенность Библии и Священного Предания, но не трудов отдельных богословов. Обращаю внимание, что не всякое творение святого человека входит в Св.Предание. Богослов пишет от своего разума, поврежденного у всех нас после падения. Поэтому любой богослов, даже человек святой жизни может ошибаться, и почитание такого человека за его праведную жизнь не должно сопровождаться слепым благоговением перед всеми его произведениями. К трудам любого богослова нужно подходить трезво, нужно понимать, что они могут содержать ошибки.  
 
> Нельзя шутить с клеймом "ересь". 
 
Несомненно, но я еретиком, кажется, никого из упомянутых батюшек и не называл. 
 
>> Упрямое нежелание поклонников творчества оо. Меня, Кочеткова, Борисова, Шмемана допустить для них право на ошибку — очень опасный путь. Вот и получается, что одни их идеализируют, другие говорят о них, как о злостных еретиках и заклятых врагах Православия. А поводом >для вторых служит именно "канонизация" ошибок этих отцов первыми.  
 
> Этими словами вы действительно выдаете близость вашей позиции к позиции еп.Никона, утверждая опасность учений названный отцов для Церкви.  
 
Не нужно передергивать мои слова. Я лишь сказал, что есть опасность из почтения к человеку не заметить допущенных им ошибок. Мы же не говорим, что учение блаж. Августина опасно для Церкви. Хотя отдельные его произведения не согласны с Православием. Зато другие труды содержат много верного и истинного, а автор считается авторитетным богословом. Первые Церковью отвергаются, вторые — принимаются и входят в Св.Предание. 
 
>Откуда вы это взяли? Никто из названных отцов не тоталитарен, они диалогичны, они учат трезвости. Их школа — школа исторической критики, которую в России, например, развивали в Московской духовной академии великие ученые наши проф.прот. А.В.Горский, проф.прот.Ф.А.Голубинский, академик Е.Е.Голубинский. Посмотрите, при горячей любви и благодарности, как критичен, например, Е.Голубинский по отношению к Горскому.  
 
ОНИ МОГУТ ОШИБАТЬСЯ ? Вы допускаете возможность ошибок в их трудах? 
 
> Вы некими неясно какими ошибками, чуть ли не оправдываете сожжение книг, даже если в них этих неназванных ошибок и не было, и как ересь было сожжено чистое Христово учение? Правильно ли я вас понял? 
 
Я не одобряю сам факт сожжения, если он действительно имел место. Замалчиванием не решить проблемы. Но и раздувать этот случай до якобы хулы на Духа — просто нелепость. Если эти книги содержали ошибки, то необходимо было как раз обратить внимание семинаристов на это и заняться серьезным богословским разбором итих книг.  
 
> Простите за некоторое заострение ваших позиций, 
 
Бог простит, и Вы меня простите. 
 
С уважением, 
Александр Иванов.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]