Re (2): Употребляется


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Андрей А.Платонов 08:56:45 28/05/1999
в ответ на: Re: Употребляется, отправлено Алексей Чумаков 02:01:22 28/05/1999

>Действительно, в последние годы это приветствие употребляется, что собственно и вызывает у меня лично неприятие. Есть такая тенденция в церковной жизни, особенно развитая на Западе — модернизм. Тут и так называемое "возрождение" давно и прочно умерших обычаев (на самом деле тут полный произвол получается, и то что было возродить всё равно не удается). Тут много всяких мелких вещей, самих по себе незначительных, которые вместе собираются в довольно-таки большой и неприятный ком. С одной стороны, заявляется что имеющиеся традиции "не важны" и есть "предания старец, заповеди человеческие", с другой — вводятся,и довольно настырно, совсем невесть откуда взявшиеся обычаи — и кто с этим не согласен, получаются "фарисеи". Меня эта тенденция очень тревожит в основном тем что она приводит к отчуждению, а также — безвкусице, натужно как-то это и неестественно. 
> Модернизм вещи на самом деле очень опасная, мы имеем перед собой живой пример в лице римско-католической церкви, да и многих протестантов. То, что не было повреждено крупными ересями и расколами, как проказой разъедает именно эта болезнь. 
>  
> Ну почему аллегория? Единственное место где употребляется, традиционно, "Христос посреде нас" это после "возлюбим друг друга, _да единомыслием исповемы_ Отца и Сына и Святаго Духа..." — после чего следует "двери, двери" и "Верую". Иначе говоря, довольно-таки торжественный момент литургии верных. Поэтому и вынесение приветствия в повседневную обстановку мне представляется сомнительным по своей ценности делом. 
>  
> Кстати, в некоторых местах в США, особенно в более "модерновых" приходах, встречается такое своеобразное нововведение — лобзанием этим обмениваются  и все присутствующие. Разумеется это никакая не древняя практика — в те времена когда это практиковалось, были отдельные огороженные секции в церкви для мужчин и для женщин, и поцелуй вообще был самым простым приветствием. А что получается сейчас? Лет пять назад я был в одном городе,  где русских церквей нет, и в воскресенье пошел я в греческую. Этот самый поцелуй выглядел так — священник (он был там один) проходил между рядами скамеек и целовался направо и налево с "крайним" в ряду — а тот соответствено лобызал рядом стоящего(ую) и так далее. Я сначала не мог сообразить что это происходит, а потом был с энтузиазмом облобызан некоей незнакомой мне дамой средних лет (благо я был с краю). Было это все как-то натужно и неестественно. В других местах, это самое "лобзание" заменяют рукопожатием (до "high five" пока дело не дошло).  
 
Дорогой Антон! 
 
Поцелуй и у православных был и остался простым и очень теплым приветствием. В нашей большой общине тоже восстановлен этот поцелуй (отделение того что можно за алтарной перегородкой от того что можно народу в данном случае попахивает клерикализммом — когда собираются не чужие друг другу люди а реальная община — это естественно, ненатужно. 
 
> Есть повседневные приветствия, а есть приветствия имеющие еще характер исповедания, и употребяются в особых случаях — "Христос посреде нас" мне кажется как раз такого типа. Неупотребление его в суете, вот что хотелось бы видеть.  
> С другой стороны посмотрим, может оно и приживется, это приветствие. Ведь большинство православных его вообще никогда не слышат, так как произносится оно в алтаре... 
> Спаси Христос. 
> Алексей 
 
Это приветствие в нашей общине произносится в торжественных случаях — именно на литургии верных и на агапе.  
Употребляя его постоянно Сергей хочет  каждое общение превратить в молитвенное, евхаристическое (то есть благодарственное) общение. 
 
Мне это тоже трудновато воспринимать. Я естественно воспринимаю эти слова именнона специальном молитвенно-благодарственном собрании.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]