Re: Мнение Оригена


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Сергей Волков 12:17:47 08/06/1999
в ответ на: Мнение Оригена, отправлено Александр Иванов 07:54:24 08/06/1999

>Я позволю себе Вас дополнить, Сергей. Это частное мнение Оригена было осуждено и отвергнуто Церковью, правда уже после его смерти (что не позволяет назвать его еретиком). Это осуждение было подтверждено на пятом Вселенском Соборе.  
 
Уважаемый Александр, частное богословское мнение, даже ошибочное, еще не может быть названо "еретическим". Ересью оно становится, когда ошибающийся начинает упорствовать в нем, несмотря на обличение, и собирает вокруг него сторонников. Классический пример -Арий. Если бы это не было так, то мы с Вами, как периодически ошибающиеся, всегда могли быть названны еретиками. 
На Соборе было, как я читал, осуждено слишком рассудочное толкование Оригеном Апокалипсиса и попытка его проникнуть в тайну Божью за семью печатями.  
Мы же веруем, что Бог есть Любовь. А Любовь не может, чуть что согрешил или не воздал чести Богу, тут же бросать в "озеро из огня и серы", уготованного все же для диавола. Наверное, надо, как диавол, не иметь ни одной светлой стороны и не иметь возможности раскаяться, что бы умереть "второй смертью".  
 
>А вот частное мнение блаж. Феофилакта Церковью принимается и может называться церковным мнением по этому вопросу. И перетолковывать слово "вечный", как очень продолжительный и имеющий конец, нельзя.  
 
Вы правильно назвали мнение бл. Феофилакта "частным". И Церковью оно в основном принимается. Но мы знаем, что святой еще не означает безошибочный. Тайна Господа велика и открывается нам со снятием одной печати за другой и останавливаться на толкованиях, даже самых повидимому совершенных, нельзя. Бог все таки хочет, что бы мы познавали Его. А Дух Святой живет в Церкви и сегодня. 
Скажу честно, я не всегда согласен с мнением бл. Феофилакта (или со своим пониманием его мнения).  
Приведу в пример его толкования на стих 1 гл. 12 от Матфея:  
"В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть." 
Бл. Феофилакт пишет:  
"Желая пояснить постановление закона, Господь ведет учеников засеянным полем, чтобы они ядением нарушили закон о субботе". 
Т.е. по Феофилакту получается, что Господь специально искушает фарисеев. Но мы знаем, " что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,(Иак 1:13). Фарисеи и без искушения извне сами претыкались об Истину. 
Может я в чем -то "притянул за уши" -поправьте. В любом случае лучше использовать много разных толкований, т.е. соборное мнение, тогда появляется объемное видение и понимание Истины. 
 
В Нем, 
Сергей Волков 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]