Re: Анафема — это не проклятие


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено полковник Рюмин 23:36:38 10/06/1999
в ответ на: Анафема — это не проклятие, отправлено Александр Иванов 07:17:27 10/06/1999

> Полковник, православная анафема — это не церковное проклятие (в отличие от католицизма). Анафема — это просто объявление вне Церкви последователей того или иного лжеучения. Поскольку Полосин сам снял с себя звание христианина, то и анафематствовать его бессмысленно.  
>  
> Поэтому фраза "да будут прокляти в сий век и в будущий" немного удивляет (Церковь никого не проклинает). Источник, пожалуйста, приведите.  
> 
Это Вы, наверно, начитались нашего многовещанного витию диакона Андрея Кураева. Огромной эрудиции человек: то Ахматову-Зощенко-Бродского своей интеллигентной аудитории процитирует, то Льюиса с Честертоном. Умеет бить интеллигента его же оружием. Только уж очень боится показаться интеллигентам грубым, невоспитанным и некультурным  «фундаменталистом». Вот и начинает измышлять, что Церковь актом анафематствования никого не проклинает, а только (как бы это помягше выразиться?) «констатирует факт» отпадения от Нея тех же рерихнутых интеллигентов. Не он, впрочем, начал. Про Льва Толстого иные архиереи точно так же объясняли для интеллигенции. Очень боялись мракобесами прослыть. «Мракобесы» понимали по-другому — в «Музее истории религии и атеизма», что был в украденном у Церкви Казанском соборе, как образец мракобесия показывали писанный в начале века образ Страшного суда, на котором было ясно видно, как графа Толстого поджаривают в аду. 
 
Слово АНАФЕМА в новозаветном смысле означает великое отлучение от всех благ временных и вечных, которых сподобляется человек, соединенный со Христом (Гал.1.8; I Кор.16.22). Означает оно в Новом Завете также зло, нечестия, проклятия (Апок.22.3). Наши предки понимали это очень хорошо. Данный текст анафемы взят из рукописных чинов Торжества Православия Архангельских (обоих) и Иркутском (также Московском), а в чинах Ростовском и Соловецком содержалась анафема (проклятие), изреченная Церковью конкретным отступникам — потурченцам (неким Корнилию чернецу и Зосиме ярославцу).  
 
Вообще же анафема (проклятие) богу Магомета, о котором тот говорил, что «он не родил и не рожден» и что он есть весь ОЛОСФИРОС (т.е. весь скованный молотком, в славянском нашем чине Оглашения переведено ВСЕКОВАННЫЙ) содержалась в чине Оглашения еще в XII веке. Магомет так хотел выразить единичность Бога, в противоположность учению христиан о Св. Троице. Император Иоанн Комнин предложил уничтожить эту анафему во всех книгах, т.к. всякая вообще хула против Бога служит соблазном для агарян. Патриарх и архиереи не согласились с ним. Они объяснили, что подвергается анафеме (проклятию) не Бог вообще, а измышленный безумными бреднями Магомета «всекованный» бог, который «не рожден и не родил». Однако после немалых прений архиереи согласились изгладить в огласительных чинах анафему богу Магометову и написать анафему Магомету, всему его учению и всем его последователям.  
 
А вот анафема («да будут прокляти...») жидовствующим еретикам по тексту Ростовского списка XVI звучит так: «Алексий протопоп и Денис поп и проч., и вси их единомысленники, и вси их советницы, и вси их поборницы, и вси их стаинницы новый жидове, отвергшиеся  православныя и непорочныя веры христианския и учащихся от жидов, и тех скверную и треклятую жидовскую веру восприимших, и многи душа христиански прельстивших и сведших в погибельный той ров, ДА БУДУТ ПРОКЛЯТИ». 
 
Или, например, в Архангельском чине (в обоих списках) есть следующее анафематствование: «...Неприемющии четырех постов от Святых Апостолов и от Святых Отец преданных и никогда же постящиеся, анафема. 
 
Неприемлющии седмь таинств церковных: крещения, миропомазания, евхаристии, священства, покаяния, супружества и елеосвящения. И никогда же исповедующиися, ниже причащающиися Божественных Таин. И ниже хотящии покаятися, яко языцы, ДА БУДУТ ПРОКЛЯТИ». 
 
Рукописные чины Православия были сведены к единообразному Св. Синодом в 1766 году.  Икономия при этом проявилась в полной мере (убрали анафему принимавшим учения, проникавшие из западных стран, анафему жидовствующим, убрали анафему бунтовщикам и изменникам Гришке Отрепьеву, Стеньке Разину, Емельке Пугачеву — с Пугачевым дело было недавнее, напоминать о враге императрицы народу было не с руки). Синодальный чин Торжества Православия совершался до 1917 года. Понятно, почему после он не совершался в России. Понятно, почему он не совершается в РПЦ и в наши дни, уже после крушения власти КПСС.  
(тексты по книге покойного П.Паламарчука «Анафема») 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]