Re (3): Анафема — это не проклятие


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено полковник Рюмин 22:02:39 13/06/1999
в ответ на: Re (2): Анафема — это не проклятие, отправлено Александр Иванов 08:17:17 11/06/1999

> Полковник, спасибо за цитаты. Только они ничего не доказывают, разве только влияние католицизма, о котором я уже упоминал. 
>  
>> Слово АНАФЕМА в новозаветном смысле означает великое отлучение от всех благ временных и вечных, которых сподобляется человек, соединенный со Христом (Гал.1.8; I Кор.16.22). Означает оно в Новом Завете также зло, нечестия, проклятия (Апок.22.3).  
>  
> Не вижу никакой связи с анафемой в Апок. 22,3 "И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему"  
>  
В греческом тексте этого стиха, который и переводился на славянский, здесь употребляется греческое слово АНАФЕМА.  
 
> Гал 1,8 "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема".  
> Здесь говорится об отлучении, а не проклятии. 
>  
> 1 Кор 16, 22 "Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа".  
> И здесь — "да будет отлучен". Ни слова о проклятии. 
>  
Имеется именно "великое отлучение от всех благ временных и вечных, которых сподобляется человек, соединенный со Христом", а не отлучение от церковного причастия.  
 
> Предлагаю определение анафемы из Полного церковно-славянского словаря, изданного задолго до рождение д.Кураева: 
>  
> АНАФЕМА -  означает отлучение человека от сообщества церковного, и, следовательно, от общения веры и спасительных таинств; оно есть предание отлученного на суд Божий, как видно в 1 посл. Коринф. 16, 22. В такой же силе на соборах сказана непокаявшимся еретикам анафема 
> АНАФЕМАТИЗМЫ = отлучения от Церкви. 
> АНАФЕМАТСТВОВАТЬ = отлучать 
>  
Я и хочу показать, что в XVI — XVII веках, в эпоху, когда идеал Святой Руси был ближе всего к своему воплощению, представления наших предков отличались от более поздних, либеральных. Для меня, "приверженца Православия в его самых черносотенных, диких формах" (едва ли нашу Веру можно выразить лучше, чем этими словами чекистского приговора 20-х годов), так же как и для великого русского философа современности А.Ф.Лосева, идеалом является Православие допетровской Московской Руси. "Иначе незачем и огород городить", — говорил Алексей Федорович. Естественно, всякий идеал  по своей природе недостижим.  
 
Если вернуться к вопросу об анафематствовании, то для наших предков само греческое слово было малопонятно и трудно произносимо. Поэтому употреблялось славянское слово "клятва", т.е. проклятие. Это слово можно встретить и в современных официальных документах Церкви, например, в решении Поместного Собора 1971 года об отмене клятв на старые, дониконианские обряды. Или в печально известном докладе митр. Филарета на Архиерейском Соборе 1997 года, когда тот рассуждает об Апостольских и Соборных Правилах Православной Церкви насчет совместных молитв с еретиками. Кстати, он в своем докладе изо всех сил пытался доказать, что католики и протестанты никакие не еретики, потому как иначе все священноначалие РПЦ ходит под клятвой.  
 
Вообще, мы как-то отвлеклись от бывшего отца Вячеслава Полосина. Анафему, конечно же, оглашает епископ. Я же привел древний текст, чтобы показать, каким должно быть отношение Церкви к вероотступничеству этого борца с засильем КГБ.  
 
Отношение же к потурченцам нас, православных, не должно отличаться от отношения русских казаков, когда к ним попадали в руки предатели-потурченцы из "гвардии" Шамиля, или нынешних русских солдат, когда к ним в руки попадают московские, ярославские, тверские и вологодские "ваххабиты". 
Мы живем в страшное время. В прошлом благостные времена "застоя" с его "массовым атеизмом", "расцветом и сближением наций".  
 
Храни Господь.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]