Пагубное вольномыслие. "Идеологическое" дополнение.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено полковник Рюмин 01:41:20 17/06/1999:

в ответ на сообщение из архива.

Из статьи Ю. Сопронова: 
"К сожалению, канонизация Царя-мученика имеет кроме духовной и нравственной, еще и идеологическую составляющую. В чистом виде этот аспектсводится к вопросу: в революции 1917 года виноват сам русский народ, олицетворением которого, конечно, был Царь Николай II, или наш народ оказался жертвой антирусских и антиправославных сил? Те, кто должен от лица Церкви дать внятный ответ на этот вопрос, оказались в "патовой" ситуации: сказать правду — значит вызвать крайнее неудовольствие русофобов всех мастей и в какой-то степени приблизить настоящее, а не мнимое русское возрождение, солгать — значит окончательно противопоставить себя народу Божию." 
 
От "идеологии", правда, никуда не уйдешь. А вот пример из одной русскоязычной газетки за 1995 год:  
 
...В 1991 году последовала недоуменная реакция некоторых православных верующих из России. В коллективном письме (Люблю я коллективные письма наших творческих интеллигентов. Среди них есть и такой настоящий шедевр: Открытое письмо к Партии и Правительству еврейской интеллигенции с просьбой помочь еврейскому населению Москвы выехать в Биробиджан от справедливого гнева трудящихся против извергов-убийц в белых халатах — п.Р.), написанном по этому поводу, в частности, говорится:  
"Владыка (Антоний Сурожский, выступивший за канонизацию Государя — п.Р.), видимо, плохо представляет, на какой почве сейчас идет в России некое оживление монархической идеи. То, что для него — естественно и органично, в нашем обществе приобретает совсем иные оттенки. Одни играют, увлекаются чисто внешней атрибутикой — орел, гербы, титулы и проч. — и думают, что можно провести "реставрацию " и все исправится само собой. Другие подошли к монархической идее, насквозь пропитанные тоталитарно-большевистским мышлением; они только меняют вывеску, надеясь, что крепкая руки монарха успешно заменит оказавшийся неэффективным железный кулак коммунистического тотали-таризма, а они-то преспокойно выживут и приспособятся. Они произносят много слов о русском народе, его устоях, духовности, но идея покаяния им чужда по природе, за словами — только расчет. Третьи связывают свой монархизм с русской идеей в ее примитивной (но дале-ко не безобидной) форме национал-патриотизма, который неизбежно и очень быстро скаты-вается на уровень "бей жидов, спасай Россию" (Чует кошка, чью мясу съела — п.Р.). Все эти течения где-то переплетаются; вытаскивается формула "православие-самодержавие-народность", но Православию отводится роль чисто служебная, охранительно-украсительная. У этих людей нет подлинных знаний о христианстве, ни личного здорового духовного опыта. Церковь, не спеша отмежеваться от подобных движений, в глазах многих оказывается ском-прометированной и с этой стороны".  
В нашей нынешней ситуации, когда национал-патриотизм если и не укрепляется, то во всяком случае цветет, канонизация Николая II объективно послужит своего рода религиозной санкцией, церковным одобрением и ободрением этого движения.  


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]