Отправлено Евгений 12:18:47 17/06/1999в ответ на: Пагубное вольномыслие. Евгению., отправлено Павел П. 03:35:10 17/06/1999:
>Ответьте, как Божественная природа могла соединиться с повреждённой человеческой природой неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно? Как может тогда реализоваться взаимопроникновенность двух природ? Как это им и положено. По Божественным энергиям. Падением Адамовым природа Адамова изменилась из благобытия в бытие, уподобилась в своем бытии остальной твари. В бытии твари нет никакого греха. Грех был лишь в поризволении Адама, уподобившего высшее низшему, подчинившего себя царя твари законам тварного мира. Может ли природа твари соединиться с Божественной природой неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно? Может. Так оно и будет. В будущем веке вся тварь ради человека соединится с Богом (неопустительный апокатастасис). Более того. Все люди воскреснут и соединятся с Богом, праведники и грешники, обладающие поврежденной грехом человеческой природой и восстановившие ее в ее благобытии. Но если для последних это соединение будет вечным блаженством, то для первых вечным мучением. Опять же. Повторю. Грех не свойство природы, а состояние воли. Нет греховной природы, Бог не создавал греха. Поэтому Божественная и тварная природа (человеческая и нет, поврежденная и нет) могут и будут находится в соединении. > Человечество Христа никогда не было некоей отдельной и предшествующей Ему природой, которая присоединялась бы к Божеству. Она никогда не существовала вне Личности Христа, Он сам создал её в Своей Ипостаси не «из ничего», поскольку надо было восстановить всю историю, всё состояние человека, но из Девы, предочищенной Духом Святым. Нетварное Лицо Само творит Свою человеческую природу, и она с самого начала есть «человечество» Слова. Совершенно верно. Господь наш воплотился из Девы по Своему Божеству совершенный Бог и по Своему человечеству совершенный человек. И Ему не было, вообще говоря, никакой необходимости воспринимать на Себя еще и поврежденность человеческой природы, если бы не Адамово падение. Воплощение этап в обожении тварного мира, прообразом его было сотворение человека, а завершится этот замысел Божий о мире Вторым Его Пришествием. Грехопадение Адамово не отменило этого замысла, но добавило необходимость исправить последствия этого падения. Это не только необходимость, но и снисхождение Божие к твари, Его "истощание", "кенозис". Господь воплотился, "зрак раба приим", а не свободного, каким был Адам. Адам волею пал; Новый Адам, Христос, волею принял образ падшего, будучи в воле Своей не падающим. Адам и мы вслед за ним произвольно подчиняемся тому, к чему толкает нас падшее естество; Господь произвольно "даже до смерти" терпит то, к чему толкает падшее человеческое естество. Адам и мы вслед за ним уклонением своей воли делаем человеческую природу не достойной ее благобытия; Господь не уклонением Своей воли исцеляет человеческую природу, делая ее достойной не только благобытия, но и обожения. Воля определяется природой. Воля Воспринявшего падшую природу по необходимости должна была пасть, но воля, соединенная с Божественной, пасть не может. Смерть проглотила то, что не в силах удержать, и закон необходимости был разрушен. Господь исцелил причину через ее следствие. Каждый теперь может, восприняв в воле это семя обожения, достигнуть полноты обожения всего человеческого естества. (Если в этом смысле пишет проф. Осипов о крещении как о "семени Божества", то он, на мой взгляд, прав). >Отложив догматику, мы почувствуем, что это, вообще, звучит, как кощунство. > Это если представлять себе, что природа, пусть даже и падшая, каким-либо образом содержит в себе грех. Такое представление, отчасти свойственное всем нам, само есть следствие грехопадения. Падший разум, видя свою природу, толкающую его ко греху, видит в ней причину греха. Не умея выйти из плоскости своего бытия и не зная благобытия, он "забывает", что как уклонение воли было причиной падения, так и волею оно может быть исправлено. Поврежденная же человеческая природа не содержит греха и может соединяться с Божественной. И мы каждый раз в причастии в меру своей веры, определяемой усилиями нашей воли, соединяемся с Ней, обладая поврежденной человеческой природой. Здесь нет никакого кощунства, а только неизреченное снисхождение Божие к нам, грешным. Кощунством только будет, если мы соединяемся с Ним в сознательном намерении уклонения от воли Божией, в вольной нераскаянности греха и в нечестии, заключающемся в сознательном уклонении от учения Церкви. От чего да избавит всех нас Господь. >Но, что за православный человек, который воспринимает догматику через призму только истории. Значит, она утратила для него актуальность. Это какие-то споры, которые были когда-то. «Но вы род избранный, царственное священство, народ святый» ничего не можете сказать о своём спасении? Не можете различить правого учения от неправого? Какие же Вы христиане. Тогда вы книжники. Церковь богочеловеческий организм, Тело Христово в корне отличается от других сообществ. Если в мире прогресс человека определяется его движением от прошлого к будущему, то в Церкви действует обратная перспектива. Чем больше человек участвует в таинствах, тем актуальнее для него опыт Отцов. Возрастая в опыте Церкви, он движется к Главе и Основателю Ее Христу.