Отправлено Евгений 16:51:18 22/06/1999в ответ на: История православного экуменизма, отправлено Андрей А.Платонов 06:48:21 22/06/1999:
/Хорошо знать негативные аспекты, но сначала нужно понять правду экуменизма. Правда экуменизма состоит в его движении от отдельных канонических нарушений к ереси. Все Православные Поместные Церкви находятся в этом движении на разных этапах, и если мы его, хотя бы у себя, не остановим, то скоро окажемся в молитвенном (и Евхаристическом) общении не со Святыми Отцами Святых Вселенских и Поместных Соборов, а с представителями около трех сотен ересей, составляющими ныне Всемирный Совет Церквей. /Господь заповедовал Своим ученикам и последователям, верующим в Него, быть в единстве и молился в Своей Первосвященнической молитве Отцу Небесному, «чтобы они были едино» (Ин. 17, 11); «да будут в Нас едино, да уверует мир» (Ин. 17, 21); «да будут совершены воедино, и да познает мир» (Ин. 17, 23). /Это троекратное повторение («да будут едино, чтобы уверовал мир») напоминает всем, что единство христиан является основным условием выполнения Церковью главного своего призвания на земле: благовествовать Слово Божие, свидетельствовать о Христе и вести людей ко Христу и спасению в Царствии Божием. А теперь приведем полностью цитаты, которые сократил о. Виталий Боровой, чтобы нам увидеть, о каком единстве идет речь. "Отче Святой! сохрани их в Твое имя, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы" (Ин. 17, 11). "..да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня" (Ин. 17, 21). "Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня" » (Ин. 17, 23). "Едино, как и Мы", "едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе". Речь идет о единстве Св. Троицы, о включении "тех, которых Ты дал Мне" во внутритроичное единство: "да будут в Нас едино", а значит о единстве не только в любви (потому что любить мы обязаны всех), но и в единомыслии (потому что едина воля и едина мысль Св. Троицы, не отделимая от этой воли). "Возлюбим друг друга.." Для чего? "Да единомыслием исповемы Отца и Сына и Св. Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь". Не просто исповемы "Отца и Сына и Св. Духа", а "единомыслием исповемы". Границы Церкви включают в себя тех, кто любовию и единомыслием исповедуют Св. Троицу. Они находятся, таким образом, (потенциально или в действительности) во внутритроичном единстве. Для чего? "Да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня". Это единство своею любовию свидетельствует о себе всему остальному миру, который может уверовать во Христа, может не уверовать, но присоединится к этому (Евхаристическому) единству только единомыслием. /Значит, единство это прямая заповедь Господа всем христианам, всем верующим в Него. Да, единство в любви и единомыслии это прямая заповедь Господа всем христианам. И выполнить ее они могут только присоединившись к уже имеющемуся в Церкви Христовой единству в любви и единомыслии. Это единство Православная Церковь сохранила с Апостольских времен. /Сознавая себя в непрерывной связи с верой, жизнью и Преданием Древней Церкви, наша Церковь считает своим прямым и священным долгом свидетельствовать о неповрежденном Апостольском и Святоотеческом Предании разделенным христианам, чтобы помочь восстановлению их единства в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. /В этом основной смысл наших межхристианских контактов, сношений, а также нашего участия в экуменическом движении и во Всемирном Совете Церквей. Если бы это было так (и там, где это так), это еще поправимо. Но к сожалению, во многих случаях речь идет не о свидетельстве "о неповрежденном Апостольском и Святоотеческом Предании", "чтобы помочь восстановлению единства", а о восстановлении ложного единства путем повреждения Апостольского и Святоотеческого Предания. /Официально и канонически они (католики и протестанты. Е.)заблуждающиеся в вере наши братья во Христе, братья по единству в крещении и по их сопричастности Телу Христову (т. е. Церкви как Телу Христову) вследствие крещения, действительность которого у них как Таинства мы признаем. Пусть даже мы и признаем действительность их крещения как Таинства, но сопричастность их Телу Христову и Церкви как Телу Христову может быть только Евхаристической. Пусть они и веруют во Христа (что само по себе похвально), но они не находятся в одной с нами Церкви, не находясь с нами в Евхаристическом общении. И принять их в это общение с нами мы можем, только если они единомысленно с нами исповедуют сохранившееся в нашей Церкви неповрежденным Апостольское и Святоотеческое Предание, а не путем повреждения этого Предания для достижения мнимого единства. /Святитель Филарет учит: «Христианин это член Тела Церкви Христовой, т. е. тот, кто получил таинство крещения, признаваемое Ею действительным, хотя бы оно и было совершено в отделившемся от Нее, но не еретическом обществе. Как член естественного тела никогда не перестает быть членом разве только через окончательное отсечение и совершенную смерть, так человек, облекшийся в крещении во Христа, никогда не перестает быть членом Тела Христова разве только через безвозвратное отпадение от Церкви Христовой и вечную смерть» (Разговоры СПб , 1815 С 23 -24) Святитель Филарет здесь един в целом сонме других святых, утверждающих единство Церкви как Евхаристическое единство. Крещение дает человеку только возможность вступить в это единство, которую он может принять, а может и отвергнуть. Благодать Божия всех (и прежде всего крещеных) призывает к этому единству, но вступить в него можно только единомыслием с теми, кто в нем находится. /Церковь не Православная, но и не ложная, принадлежит, очевидно, к Телу Христову по своей природе, как его отделившаяся часть, сохраняющая в себе в какой-то мере жизненные силы, от него заимствованные. Нельзя назвать "Телом Христовым по своей природе" то, что лишь "сохраняет в себе в какой-то мере жизненные силы, от него заимствованные." То, что оно сохраняет, есть лишь благодать Божия, призывающая всех крещеных к покаянию и к возвращению в Лоно Церкви Единой Соборной и Апостольской. /В. В. Болотов установил и обосновал четкое различие между догматом, теологуменами и богословскими мнениями (школьными, частными, личными). По утверждению В. В. Болотова относительно того, что такое догмат, не должно быть никакого разногласия. Теологумен же это богословское мнение святых отцов Единой Неразделенной Церкви. Содержание догмата истинно, и это истина веры. Содержание теологуменов только вероятное. Область догматов обязательна для всех (neessario). Область теологуменов это область вероятностей, требующих к себе внимания и уважения, но это все же область, подлежащая рассмотрению и обсуждению. Отсюда заключение: в догматах необходимо единство (in necessariis unitas), в теологуменах свобода выбора и принятия (in dubiis libertas). Отсюда на самом деле следует другое заключение: Болотов и его современные последователи-экуменисты являются эпигонами протестантской школы с ее идеей постепенного совершенствования содержащегося в Церкви откровения. И единства с неправославными они собираются достичь именно этим путем: "совершенствованием" Предания Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, что они с успехом демонстрируют на примере «Филиокве» (и не только на нем). /Опасностью для будущею ВСЦ в настоящее время является тенденция к расширению экуменизма, вбирающего в себя все новые и новые течения и направления многочисленных межхристианских, межрелигиозных, а также общественных движений и групп с их общечеловеческими интересами и с их специфическими вопросами и программами, что может привести к отклонению ВСЦ от его основного призвания быть Советом Церквей и превратить его в параллельную с ООН международную христианскую организацию. где приоритетами станут вопросы социальной справедливости, идеалы общечеловеческого единства, построение нового общества на основе справедливости, мира и целостности творения, а вопросы достижения единства в вере невольно могут отойти в тень и быть отодвинуты в сторону. /Опасностью для экуменическою движения является и стремление некоторых его участников превратить экуменическое движение христианских церквей, стремящихся к восстановлению христианского единства, в межрелигиозное движение христиан, иудеев, мусульман, буддистов и других нехристианских религий для достижения религиозного взаимопонимания и разрешения общечеловеческих глобальных вопросов и задач во всем мире. Это может быть чревато опасностью синкретизма, эклектизма и размывания христианской исключительности Божественною откровения и исключительности спасения в Церкви и через Церковь Иисуса Христа. Не упомянута основная опасность: от свидетельства о Православии перейти к реформе самого Православия. Столь многочисленные опасности и отсутствие каких-либо положительных результатов свидетельства заставляют отнестись к участию в ВСЦ в лучшем случае как к крайне неудачной, бесперспективной и к тому же и опасной для Православия формой свидетельства об Его Истинности.
- Еще одна опасность... Сергей Волков 11:56:39 23/06/1999 (8)
- Re: Еще одна опасность... Евгений 15:52:16 23/06/1999 (0)
- Поясните! Александр Иванов 12:43:39 23/06/1999 (5)
- Re: Поясните! Сергей Волков 14:10:52 23/06/1999 (4)
- Понял Александр Иванов 14:32:04 23/06/1999 (3)
- Re: Понял Сергей Волков 17:09:27 23/06/1999 (2)
- Re (2): Понял Алексей Чумаков 03:52:23 24/06/1999 (1)
- Re (3): Понял полковник Рюмин 22:17:53 24/06/1999 (0)
- Re (2): История православного экуменизма. Если бы только история.. Андрей А.Платонов 02:17:36 23/06/1999 (1)
- Re (3): История православного экуменизма. Если бы только история.. Евгений 16:44:28 23/06/1999 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]