Писание и Предание


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 08:07:59 23/06/1999
в ответ на: Re: Что появилось раньше — Писание или Предание?, отправлено Сотников Юрий 09:34:49 22/06/1999

Здравствуйте, Юрий! 
 
> Я так и предполагал, что нечто подобное мне ответят. До боли однообразный ответ. Как будто все вышли из одного циркуляра!  
Вот уж действительно комплимент. Значит я не такую уж ересь сморозил, раз нахожусь в согласии с другими членами Церкви :-)  
 
Юрий, Вы задали очень много вопросов и досконально ответить на все здесь нет никакой возможности. Поэтому я постараюсь выделить самые важные, на мой взгляд моменты, а если что упущу — Вы напомните, хорошо? 
 
>Во-первых,почему вы сразу же решаете что Писание можно толковать только "своим лжеименным разумом"? Неужели нет другого? 
В том то все и дело, что нет. Со времени грехопадения человеческий ум повредился, прямое общение с Богом стало невозможно. Лжеименным называют человеческий разум святые отцы за его помрачение. Мы часто видим духовные предметы искаженными. По Евангелию, чтобы увидеть Бога надо очистить сердце. Надо ли объяснять, что это долгий и трудный процесс, это задача всей жизни христианина. А пока сердце не чисто, чтобы не заблудится, нужно слудовать за указанными Церковью поводырями. 
 
>Вопрос весь в том,какими являются наши отношения с Богом. Если это Отец наш Небесный, если мы Духом Святым взываем "Авве Отче",если мы имеем общение с Ним,если мы знаем Его а не о Нём, если мы знаем "голос Пастуха", то как ,извините, мы сможем, Вашими же словами ,"присвоить Писанию ложный смысл"?  
"Божественное Писа-ние, неправильно понимаемое и толкуемое, может погубить душу. Так сказал Святый Апостол Петр о Посланиях святаго Апостола Павла, распространив это замечание и на прочия книги Священнаго Писания (2 Петр. 3, 16), что особенно должно отнести к Ветхому Завету, исполненному  прообразований, теней, а потому и священной мрачности. Осторожно обходись с мечем обоюдуострым — Писанием…". (Из писем свт. Игнатия (Брянчанинова) 158 (250, 89))  
 
>Кто внушил Вам, что Вы не можете понимать Писания? Они что, закодированны? Конечно есть и лжеучителя, искажающие Писания, не спорю. Но и об этом Писание нам говорит.  
А как Вы думаете, Юрий, как возникали ереси? Что, злобные ересиархи их специально выдумывали, чтобы вредить Церкви? Нет! Это были такие же как мы с Вами православные, но истолковав Библию по-своему, они поставили свое понимание Выше соборного разума Церкви и тем самым отпали от Церкви. Не следует ли извлечь отсюда уроки? 
 
По словам свт. Игнатия, "…и в частной жизни святые подвижники первоначально воспитывались отеческими Пи-саниями, только тогда они переходили к чтению преимуще-ственно священного Писания, когда уже достигали особенного духовного преуспеяния". 230 (324, 35) 
 
>Я так же весьма почитаю Творения Отцов Церкви. Причём вижу, как в более ранний период они были глубже и духовно богаче. 
Как Вы думаете, почему? Если Бог неизменен... Значит, что-то происходило с людьми. Значит, мы с Вами "движимы Святым Духом", а св. отцы — нет? Святый Дух-то неизменен. 
 
>Но приоритет действительно должен быть.Иначе те же Отцы Церкви посвящали бы тома трудов своих о Преданиях, но не о Слове Божием. Об этом каждое их слово.Но вижу что, легче жевать пережёванную пищу. Как может человек, движимый Духом Святым — произнести хулу на Писания И на самого Создателя? Но а если не движим Духом Святым, то ему и все Творения Отцов не помогут правильно понять Писания.  
Насчет Вас, батенька, не знаю, а вот про себя сказать не могу, что я "движим Св. Духом", ибо постоянно претыкаюсь и согрешаю, поступаю недостойно звания христианина. А "движимость Духом" я понимаю, как в первую очередь исполнение Его воли. Так что не нужно свою праведность на других распространять. 
 
>И наконец, как же Предания появились раньше?Предания, извините, о чём? Или Вы имеете ввиду сам канон? 
И Писание и Предание имеют одну конечную цель — указать человеку путь ко спасению. Св. Предание не несет вспомогательной роли, как средство для уразумения Писания (этому посвящена лишь часть Предания). Св. Писание (новозаветный канон), как известно, формировалось на протяжении нескольких столетий. На этом временном отрезке Церковь жила, пастыри управляли ею, писали свои послания. Кстати сказать, существуют в Священном Предании святоотеческие творения, единовозрастные с апостольскими посланиями. Хронологически сначала появилось Священное Предание, в виде пастырских посланий. 
 
Святитель Игнатий советует: "прибегайте больше к чтению святых Отцов; пусть они руководствуют Вас, напоминают Вам о добродетели, настав-ляют на путь Божий. Этот образ жительства принадлежит нашим временам: он заповедан, предан нам святыми Отцами позднейших веков. Жалуясь на крайний недостаток в богопросвещенных наставниках и советниках, они повелева-ют ревнителю благочестия руководствоваться в жизни своей отеческими писаниями". 193 (287, 18) 
 
Напоследок я хочу заметить, что данное сообщение посвящено апологии Священного Предания и то, что я здесь не говорю о пользе (несомненной!) чтения Св. Писания, совсем ничего не означает, прошу не придираться. 
 
С уважением, 
Александр Иванов.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]