Чтецу Михаилу. О христолюбивом вожде.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено полковник Рюмин 16:07:29 27/06/1999:

в номере от 19 июня 1938 года, берлинская русская газета "Новое Слово" напечатала текст благодарственного адреса Адольфу Гитлеру, подписанного митрополитом Анастасием: 
"Ваше Высокопревосходительство! Высокочтимый Господин Рейхсканцлер! 
Когда мы взираем на наш Берлинский Соборный храм, ныне нами освящаемый и воздвигнутый благодаря готовности и щедрости Вашего Правительства после предоставления нашей Святой Церкви прав юридического лица, наша мысль обращается с искренней и сердечной благодарностью, прежде всего, к Вам, как к действительному его создателю. 
Мы видим особое действие Божьего Промысла в том, что именно теперь, когда на нашей Родине храмы и народные святыни попираются и разрушаются, в деле Вашего строительства имеет место и создание сего храма. Наряду со многими другими предзнаменованиями этот храм укрепляет нашу надежду на то, что и для нашей многострадальной Родины еще не наступил конец истории, что Повелевающий историей пошлет и нам вождя, и этот вождь, воскресив нашу Родину, возвратит ей вновь национальное величие, подобно тому, как Он послал Вас германскому народу. 
Кроме молитв, возносимых постоянно за главу государства, у нас в конце каждой Божественной Литургии произносится еще и следующая молитва: "Господи, освяти любящих благолепие дома Твоего, Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою...". Сегодня мы особенно глубоко чувствуем, что и Вы включены в эту молитву. Моления о Вас будут возноситься не только в сем новопостроенном храме и в пределах Германии, но и во всех православных церквах. Ибо не один только германский народ поминает Вас с горячей любовью и преданностью перед Престолом Всевышнего: лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду.  
Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под игом рабства и ожидающий своего освободителя, постоянно возносит к Богу молитвы о том, чтобы Он сохранил Вас, руководил Вами и даровал Вам свою всесильную помощь. Ваш подвиг за германский народ и величие германской Империи сделал Вас примером, достойным подражания, и образцом того, как надо любить свой народ и свою родину, как надо стоять за свои национальные сокровища и вечные ценности. Ибо и эти последние находят в нашей Церкви свое освящение и увековечение.  
Национальные ценности составляют честь и славу каждого народа и посему находят место и в Вечном Божием Царстве. Мы никогда не забываем слов Священного Писания о том, что цари земные принесут в Небесный Божий Град славу и честь свою и славу своих народов (Откр. 21, 24, 26). Таким образом, создание сего храма является укреплением нашей веры в Вашу историческую миссию. 
Вы воздвигли дом Небесному Владыке. Да пошлет же Он Свое благословение и на дело Вашего государственного строительства, на создание Вашей народной империи. Бог да укрепит Вас и германский народ в борьбе с враждебными силами, желающими гибели и нашего народа. Да подаст Он Вам, Вашей стране, Вашему Правительству и воинству здравие, благоденствие и во всем благое поспешение на многая лета.  
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей,  
Митрополит Анастасий". 
Вне всякого сомнения, выразить благодарность главе правительства страны, оказавшей русским эмигрантам содействие в сооружении храма Божия, было совершенно необходимо. Но допустимо ли было причислять Гитлера к любящим благолепие дома Господня, утверждать, что лучшие люди всех народов видят в Гитлере вождя в мировой борьбе за мир и правду, что верующий русский народ якобы поминает его в своих молитвах и что подвиг Гитлера сделал его примером, достойным подражания и образцом того, как надо любить свой народ и свою родину?  
Сегодня каждый скажет: Первосвятителю Церкви, не без оттенка горделивости любившей называть себя "свободным голосом русского народа", призванной от имени всей полноты Русской Православной Церкви возвещать правду и только правду, писать подобное было недопустимо! Как же это могло случиться? 
Девять лет спустя, то есть уже после войны, в издаваемом в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США) журнале "Православная Русь" (?12 за 1949 год) последовало разъяснение: 
"Текст этого адреса был составлен заранее приходским советом храма. Ознакомившись с содержанием его, Высокопреосвященнейший митрополит Анастасий не одобрил приданной ему редакции и хотел изменить ее, исключив из адреса все, что не имело отношения к главной цели его — выразить благодарность жертвователю — Германскому правительству и его главе... Однако это оказалось практически неосуществимым ввиду того, что адрес в таком виде прошел уже через официальную цензуру. 
И митрополит Анастасий его подписал". 
Вы повторяете оправдания из этого "разъяснения". Очень напоминает, как в России утверждали, что речь перед Нью-Йоркскими раввинами а)патриарху Алексию II "подсунули"; б)это говорил не Патриарх; в)Патриарх и вообще никто ничего не говорил в Нью-Йоркской синагоге. Были еще — д)полностью согласные со всем сказанным.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]