Нашему пацифисту. Тетерину я уже как-то писал. В защиту православного воинства


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено полковник Рюмин 01:07:43 30/06/1999:

Как понимать это? По всей видимости, мы имеем дело с человеком неправославным, отрицающим Предание Святых Отец и толкующим Писания по собственному разумению.  
Тогда разговор о религиозном долге христианина защищать свое земное отечество бесполезно начинать с напоминания о подвиге Св. Благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского. Тогда нет смысла приводить в пример «игумена Земли Русской» Преп. Сергия Радонежского, благословившего Св. Князя Димитрия на битву с ордой Мамая, за которой, как теперь известно, стояли также и интересы так называемых «генуэзских купцов».  
Святая Православная Церковь, призывает своих верных чад искренне любить свою Родину, укреплять её мощь и защищать её рубежи. Этот призыв Церкви выражен в словах Св. прав. Иоанна Кронштадского: "Помните, что Отечество земное есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить ...". "Худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен". Но для неправославного слова святого — пустой звук.  
Может, обратимся к истории Церкви?  
 
Была ли аполитичной древняя Церковь эпохи мучеников, имевшая наиболее высокий духовный уровень своих членов? Была ли она совершенно равнодушна к государству, на территории которого находилась — к Римской империи? За всю историю первохристианской Церкви мы не видим ни одного проявления антигосударственной деятельности со стороны ее членов. Мы не видим не только ни одного христианского мятежа, заговора, бунта, направленного хотя бы против государственного гонения на Церковь, но и ни одного христианина, который был бы соучастником языческих и иудейских мятежей и заговоров, направленных против империи. Мы не видим, чтобы христиане приыветствовали военное поражение Рима, развал государства, пришествие варваров. НАПРАСНО ИЩУТ КОСМОПОЛИТЫ И ПАЦИФИСТЫ СВОИХ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ СРЕДИ ПЕРВОХРИСТИАН — ИХ ТАМ НЕТ. 
Мы видим множество христиан среди воинов, причем самых доблестных, которые принимают мученичество за отказ принести жертвы идолам и отречься от веры, но никогда за дезертирство, ни за пораженческую пропаганду, ни за шпионаж, ни за голый пацифизм. Святые Гергий Победоносец, Андрей Стратилат, Великомученик Прокопий, Иоанн Воин, Феодор Стратилат и многие другие, не сомневаясь, служат римскому государству и императору своим мечом, проливают за них свою кровь и столь же принципиально отказываются обнажить этот меч для своей личной защиты. 
 
Может быть, нужно обращение к русской истории?  
«...И преподобный Сергий тотчас же приказал Пересвету и Ослябе готовиться в путь. Взамен лат и шлемов игумен повелел им возложить на себя схимы, украшенные изображением Креста Господня: "Вот вам, дети мои, оружие нетленное,- говорил при сем преподобный, — да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных!" И обращаясь к Великому Князю, святой игумен сказал ему: "Вот тебе мои оруженосцы и послушники, а там — твои избранники!"  
И святое послушание было исполнено в точности. Когда из полков вражеских выступил великан Челибей-Темир-Мурза, вызывая на единоборство русского воина, то сразиться с ним вызвался славный Александр Пересвет. Доблестный инок-воин окропил себя святою водою, заочно простился с отцом своим духовным, преподобным Сергием, простился с собратом своим — Андреем Ослябею, с Великим Князем и воинством православным, и в одном иноческом одеянии, без лат и шлема, вооружённый тяжеловесным копьём, подобно молнии устремился на своём быстром коне против страшного татарина... Раздались, говорит сказание, восклицания с той и другой стороны, противники сошлись, крепко ударили друг друга копьями и — оба пали мёртвыми.»  
А вот еще один исторический пример того, как наши предки смотрели на ратное дело. Всем известно, как защищала себя обитель преподобного Сергия в достопамятные дни 16-месячной осады от литовцев и поляков в 1608-1610 гг. Спустя девять лет после осады прибыл в Москву Иерусалимский Патриарх Феофан. Он посетил Лавру Сергиеву. Святитель пожелал видеть старцев, защитников Лавры. Одобрив и благословив подвиг всей братии, в особенности он пожелал беседовать с теми иноками, которые во время беды ратной дерзнули возложить на себя броню и с оружием в руках сражались против врагов. Преподобный Дионисий, тогдашний настоятель Лавры, принял было это желание с недоумением; но подвижники брани добровольно вызвались: "Яви нас, отче владыке нашему; буди всё по воле его". И были представены патриарху более двадцати иноков, среди коих первый был Афанасий Ощерин, "зело стар сый и весь уже пожелтел в сединах". Патриарх спросил его: "Ты ли ходил на войну и начальствовал над вои мученическими?" Афанасий ответствовал: "Ей, владыко святый ". И, обнажив седую голову свою, наклонился к патриарху и, показывая её, сказал: "Известно ти будет, владыко мой, се подпись латинян на главе моей от оружия; еще же и в лядвиях моих шесть памятей свинцовых обретаются?... А все се бысть не нашим изволением, но пославших нас на службу Божию". Патриарх, без сомнения удовлетворённый дознанием, что над воинственным одушевлением тем не менее господствует дух иноческого благочестия, смирения и простоты, благословил старца, целовал его "любезне" и прочих его подвижников отпустил с "похвальными словесы". (См. Житие преп. Дионисия Радонежского чудотворца, написанное Симоном Азарьиным).  
Одушевленные Верой, еще в прошлом веке русские солдаты-пехотинцы шли в атаку строем с пением «Спаси Господи люди твоя» или «С нами Бог, разумейте языцы...»  
Но обращусь теперь и к Новозаветным Писаниям. Ведь с Ветхим Заветом все ясно. Войны с врагами Божиими, которые вел народ Израиля, — будни Священной истории.  
Господь наш Иисус Христос не учил мечу, Он учил любви. Но ни разу, ни единым словом Он не осудил меча, ни в смысле организованного государства, ДЛЯ КОТОРОГО МЕЧ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ ДОВОДОМ, ни в смысле воинского звания и дела. И уже первые Его ученики, апостолы Петр и Павел (I Петра. II. 13-17; Римл. XIII. 1-7), раскрыли положительный смысл этого неосуждения. Правдп, апостолам было дано указание, что меч не их дело и что «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мтф. ХХVI. 52); и воинственной обороны Христос не восхотел. Но именно в этом отказе от обороны, и в вопросе об уплате подати (Мтф.XXII. 17-21; Мрк.XII. 14-17), и в разговоре с Пилатом (Ин. XVIII. 33-38. XIX. 9-11) мы видим свободное, царственное подчинение государственной власти, даже языческой, лояльность к ней. И вот ЗЕМНАЯ ГИБЕЛЬ от взятого меча — высшая евангельская «кара» для воина.  
Христос учил любви но именно любовь побуждает жертвовать жизнью. Да, взявшие меч погибают от меча, взявший меч готов убить; но он готов и к тому, что убьют и его самого. Но за Божие дело имеет смысл идти на смерть. Ибо умирающий за него отдает меньшее за большее, смертное за бессмертное, человеческое за Божие.  
Когда на войне христианин оказывается лицом к лицу с угрозой ешо Родине, Вере и Святыням, то у него остается лишь две возможности: недостойно бросить меч и спасаться, хотя бы ценой предательства и унизительной покорности злу, либо обратить взор к водительным образам Архангела Михаила и Георгия Победоносца, принять как воинский тот великий меч рассечения добра и зла, о котором говорит таинственное слово Евангелия («не мир пришел Я принести, но меч» Мтф Х. 34-39, Мрк. ХIII. 9-13, Лк. XII. 51-53).  
В уcловиях международных и гражданских войн, при революционных потрясениях становится несостоятельным духовное и любовное воздействие на зло, которое воплотилось в вооруженном враге. Физическое насилие выступает тогда во всем своем безжалостном и суровом виде: воин сеет страх, страдание и смерть. Для положительной любви остается лишь малое поле деятельности (личное сострадание к поверженному врагу и пощада сдавшемуся, гуманное отношение к раненым, больным, безоружным и пленным).  
Не надо особой мудрости, чтобы считать войну с ее кровью, жестокостью, страданиями, самопожертвованием лучших и озверением оставшихся в живых, — проклятием земной жизни человечества. Но надо быть глупым и сентиментальным, чтобы проклинать всякие войны и всякое насилие как таковое. Пока в человеческой душе живет зло, меч будет необходим для пресечения внешнего воздействия этого зла.  
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]