"Византизм"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр С. 19:11:12 24/07/1999
в ответ на: Добавлю, отправлено Александр Иванов 20:57:37 23/07/1999

> Кажется, у Исаака Сирина я встречал такой признак святости: святой видит свои грехи бесчисленными как песок морской. Все великие православные святые плакали перед смертью, сознавая свою греховность и недостоинство, называли себя самыми последними грешниками. Эти признания, эти покаянные слезы не были напускными. ... Других же людей святой человек видит святыми, не замечает чужих грехов, осуждает только себя. 
 
Знаете,  мне кажется в этом существенный перебор. Неужели Вы не чувствуете сами : получается, что православный человек ОБЯЗАН в свей голове всё , все нравственные критерии поставить вверх ногами.  
 
Эта исступленность в самобичевании — абсолютно парализует человека в борьбе с реальным злом. Зло желает занимать на земле как можно бОльшее место, в идеале оно, наверное, хотело бы увидеть добро загнанным лишь в уединенные кельи древних старцев — это означало бы его полную победу. 
 
Но зачем мы должны ему в этом помогать ? Какие грехи могут быть у изнуряющего себя постами и молитвами старика ?  Почему он должен считать себя хуже любого убийцы ?? Неубедителен пример с белоснежной рубашкой — даже не хочется продолжать аналогию.  
Другое дело — не считать себя лучше других !  Действительно , преступниками порой люди становятся под влиянием совершенно отчаянных обстоятельств — может быть, на его месте кто-то опустился бы нравственно куда сильнее... 
 
Ещё раз повторю сказанное однажды : плохую услугу , на мой взгляд, мы оказываем душе преступника, если благостно блеем ему : ты хороший, ты лучше меня, я — такой грешник. Кроме ухмылки  и уверенности в вашей дураковатости — а значит и никчемности — у него это не вызовет.  Притчу о подставленной щеке и отдаваемой рубашке нужно применять умнее — в Евангелии нам дан НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН, а не предписание с параграфами. 
 
В дореволюционной России к византийскому наследству ( а именно оттуда пошло это ... несколько экстремальное , гипертрофированное понимание ряда положений христианства) — к Византии отношение было с известной долей осторожности.  Византия была нашим учителем, это ясно — но никто при этом не забывал, что Византия погибла ! И никакого желания, чтобы и Россия повторила её судьбу, по тем же причинам — не было.  
 
Никто в России никогда не следовал этим исступленно-благостным отношением к преступникам и нечистоплотным людям. Не подать руки, отказать от дома, прекратить всякое общение — были нормальной реакцией на поведение такого человека. 
 
Возвращение "византийских" (времен гибели) представлений в этом плане, мне кажется как-то связано с общей тенденцией к "принудительной либерализации" всего и вся. Либерализм (изобретение дьявольское по сути) — очень хорошо "компонуется"  со всем этим. 
 
PS  Кстати, Александр, как Вы в себе совмещаете убеждение в своей гораздо  бОльшей греховности, чем весь остальной мир — и самое активное модерирование  поступающих сообщений ? Понять логику Ваших вымарываний уже не могу, но Вы — более просветленный, Вам виднее... ;-)


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]