Re: "Византизм"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено partizan 12:22:53 26/07/1999
в ответ на: "Византизм", отправлено Александр С. 19:11:12 24/07/1999

>> Кажется, у Исаака Сирина я встречал такой признак святости: святой видит свои грехи бесчисленными как песок морской. Все великие православные святые плакали перед смертью, сознавая свою греховность и недостоинство, называли себя самыми последними грешниками. Эти признания, эти покаянные слезы не были напускными. ... Других же людей святой человек видит святыми, не замечает чужих грехов, осуждает только себя. 
>  
> Знаете,  мне кажется в этом существенный перебор. Неужели Вы не чувствуете сами : получается, что православный человек ОБЯЗАН в свей голове всё , все нравственные критерии поставить вверх ногами.  
 
Именно так и никак иначе. И что такое "нравственные критерии"? Есть заповеди блаженств, все остальное — "мерзость пред Богом". Об этом согласно говорят Отцы. 
 
> Эта исступленность в самобичевании — абсолютно парализует человека в борьбе с реальным злом. Зло желает занимать на земле как можно бОльшее место, в идеале оно, наверное, хотело бы увидеть добро загнанным лишь в уединенные кельи древних старцев — это означало бы его полную победу. 
 
"Зло"(Вы наверное имеете в виду князя мiра?) меньше всего хотело бы видеть старцев в келиях. У него нет средст бырьбы с ними, так как их смирение разрушает все его сети.  
 
> Но зачем мы должны ему в этом помогать ? Какие грехи могут быть у изнуряющего себя постами и молитвами старика?   
В любом патерике Вы найдете множество примеров такого греха, даже смертного. А уж о помыслах я и не говорю...  
Помните, слова Апостола: Эаще кто скажет, что греха не имеет нет правды в нем".  
 
>Почему он должен считать себя хуже любого убийцы ??  
Они не должны..., но они так считают. Мы не поймем умом, это жизнь в Духе. 
 
> Другое дело — не считать себя лучше других !  Действительно, преступниками порой люди становятся под влиянием совершенно отчаянных обстоятельств — может быть, на его месте кто-то опустился бы нравственно куда сильнее... 
 
Нет. "не считать себя лучше других" — это просто здравый смысл. Тут нет подвига. А быть православным — это подвиг. 
 
> Ещё раз повторю сказанное однажды : плохую услугу , на мой взгляд, мы оказываем душе преступника, если благостно блеем ему : ты хороший, ты лучше меня, я — такой грешник. Кроме ухмылки  и уверенности в вашей дураковатости — а значит и никчемности — у него это не вызовет. 
Если так будем "блеять" мы, Вы абсолютно правы. Если же такие слова говорит духоносный старец... почитайте патерики.  
 
>Притчу о подставленной щеке и отдаваемой рубашке нужно применять умнее — в Евангелии нам дан НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН, а не предписание с параграфами. 
 
Есть очень хороший пример из жития преп.Амвросия Оптинского. Он, подставив щеку, изгнал беса (sic!). 
 
> В дореволюционной России к византийскому наследству ( а именно оттуда пошло это ... несколько экстремальное , гипертрофированное понимание ряда положений христианства) — к Византии отношение было с известной долей осторожности.   
Что такое "гипертрофированное понимание ряда положений христианства"? 
Православие, с точки зрения остального мiра, это безумие.  
 
>Византия была нашим учителем, это ясно — но никто при этом не забывал, что Византия погибла ! И никакого желания, чтобы и Россия повторила её судьбу, по тем же причинам — не было.  
 
Откуда такие выводы? Ознакомьте, pls, с источником. 
 
> Никто в России никогда не следовал этим исступленно-благостным отношением к преступникам и нечистоплотным людям. Не подать руки, отказать от дома, прекратить всякое общение — были нормальной реакцией на поведение такого человека. 
 
Вы уверны что никто? у меня другие сведения:) 
 
> Возвращение "византийских" (времен гибели) представлений в этом плане, мне кажется как-то связано с общей тенденцией к "принудительной либерализации" всего и вся. Либерализм (изобретение дьявольское по сути) — очень хорошо "компонуется"  со всем этим. 
 
Абсолютно не компонуется. А то, что сатана постоянно пытается свеси заповеди Христовы к "общечеловеческим ценностям", так это не ново...  
>  
> PS  Кстати, Александр, как Вы в себе совмещаете убеждение в своей гораздо  бОльшей греховности, чем весь остальной мир — и самое активное модерирование  поступающих сообщений ? Понять логику Ваших вымарываний уже не могу, но Вы — более просветленный, Вам виднее... ;-) 
 
Некорректное замечание. Александр нигде не писал о своем личном духовном опыте. Прошу Вас извиниться за свои слова. Такие слова не говорят даже в шутку. Простите. 
 
С уважением, 
Андрей 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]