Петр I


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 09:41:27 30/07/1999
в ответ на: Re (2): Затерявшаяся реплика, отправлено полковник Рюмин 21:05:36 29/07/1999

>> Esli tak vse i bilo, takim kak Petr prosto lechit'sya nado. 
>  
> Остерегитесь! Свт.Филарет слова Господа "Не прикасайтеся помазанным Моим" (Пс.114. 15) также называет заповедью Божией. 
>  
> И Апостол Христов Петр заповедует нам: "Бога бойтесь, царя чтите" (1 Петр.2.17). Сердце царя в руце Божией. 
 
Напрасно Вы так, Андрей Львович. Вот что о Петре I пишет, например, архиеп. Иларион (Троицкий): 
 
"На царском престоле оказался протодиакон всепьянейшего и всешутейшего собора...  
 
     Когда я вспоминаю о Петре, — у меня невольно напрашиваются стихи Константина Аксакова „Петру":  
 
Вся Русь, вся жизнь ея доселе  
тобою презрена была,  
и на твоем великом деле  
печать проклятия легла. 
 
Эта печать лежит на всем восемнадцатом веке русской истории. Больно и обидно для русского сердца читать историю этого несчастного века, когда „птенцы гнезда Петрова" дурачились, по выражению Ключевского, над Россией. Среди этих „птенцов" в изобилии появились немцы, с которыми Петр прежде устраивал походы на Ивашку Хмельницкого в немецкой слободе, потом перевел их, еретиков и чужеземцев, сначала в московский кремль, а после и в свой северный „Парадиз", имя которому, как добровольное признанье,  
 
                                   на чуждом языке дано. 
 
Началась в истории России петербургская эпоха...  
 
                                   Настало время зла и горя, 
 
настало время немецкого засилья, когда русский народ с недоумением увидал у себя немецкое правительство, когда даже  
 
                                   "...корону Мономаха  
                                   курляндский конюх примерял". 
 
Для Православной Церкви с Петра настали тяжелые дни. Петровская реформа производилась в военное время; поэтому она носила нервно-болезненный характер, часто теряла всякий смысл и серьезность, когда, напр., вторгалась в ведомство портных и парикмахеров. Это была революция по приемам и по впечатлению, какое произвела она на умы и нервы современников. Понятна народная оппозиция такой реформе, которая представлялась непонятной ломкой вековечных обычаев, старинного уклада русской жизни, освященных временем народных верований и привычек". Народ отозвался на Петровскую реформу сказанием о царе самозванце и о царе антихристе. „Немцы обошли его. Вот уж и на Бога наступил, с церквей колокола снимает". Если Петр на Бога и не наступил, то несомненно он наступил на Православную Церковь и на православную иерархию, наступил всей своей тяжелой ступней".


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]