Re (3): о живоцерковниках


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Анахоретъ 17:27:28 05/08/1999
в ответ на: Re (2): о живоцерковниках, отправлено Александр Иванов 11:54:02 05/08/1999

Очевидно, Дмитрий говорит о харизматах. Есть такая секточка, как-то так и называется — "Живая церковь" или что-то вроде того. 
То, о чём говорит Геннадий, лучше всего освещено, на мой взгляд, в труде Шаврова и Краснова-Левитина "Очерки русской церковной смуты" (М.Крутицкое подворье.1996). Думаю, его ещё можно найти в продаже. Оба автора из обновленцев, симпатии к "идеалам" (а не к реальной истории) обновленчества сохранившие, но непредвзятому читателю легко будет определить цену этим идеалам при знакомстве с их трудом. Читается на одном дыхании. Рекомендую. 
Теперь о том, чем вкратце характеризовалось обновленчество. 
По форме, это обычное реформатство, с призывом к возвращению к формам церковной жизни времён апостолов. Перевод служб на русский язык, брачный епископат, в перспективе удаление иконостасов, "отделявших" духовенство от народа. Где-то пошли и дальше: новый календарный стиль, второбрачие духовенства, и проч. 
По сути, это яркая иллюстрация глубокой духовной болезни православного духовенства (и общества, как следствие) на рубеже веков, ведь идеи обновленчества и кружок его идеологов сформировались во времена первой "русской" революции. Эта-то болезнь, дерзну утверждать, и привела к катастрофе 17-го года.  
Теперь о том, что побуждает РПЦЗ обвинять в обновленчестве МП. "Живая церковь" явилась угодливой служанкой советской власти, особенно в её борьбе с Церковью патриаршей. Отождествляя только себя с последней, зарубежники считают МП духовной преемницей первой. Почему, все и так знают. Так же, кстати, думал и Левитин: "К сожалению, с уходом “Живой Церкви” от власти не исчез ее дух: этот тлетворный, смердящий дух карьеризма, пресмыкательства и сикофанства остался в обновленческом движении навсегда — и он пережил обновленцев: этот мертвящий дух веет над официальной церковью и в наши дни." (Указ.соч.,156)


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]