Источники по истории раннего христианства


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Юрий Аммосов 05:23:48 06/08/1999
в ответ на: А я раскладываю по полочкам, отправлено Ubique(Flegg) 15:12:04 04/08/1999

Ну что ж, давайте по просьбе модератора пройдемся по источникам.  
 
> Полочка первая: секты. 
>  
> Если вы знаете, на ветхом завете завете основена вера иудев (иудаизм) и они не признают нового завета и для них вы сектанты. 
> А в то время (пришествие Христа) Иудея была завоёвана Римской империей, народ был обложен налогами, мечтал об освобождении — в такой атмосфере чуть ли не каждый день появлялся новый мессия. Я не хочу сказать что Иисус лжепророк просто я привожу исторический факт. 
 
Все это изложено складно, но неуместно. Во-первых, наше отличие от иудеев не в том, что наша вера не основана на Ветхом завете (зайди вы в православный храм хоть раз, вы бы этого не говорили :))) ) а в том, что она основана еще и на Новом. Чего у иудеев нет. И во-вторых, с точки зрения иудеев мы, возможно, и секта — только мы-то смотрим с противоположной стороны, так что их мнение нам параллельно. Тем паче что если считать за формальный признак секты размер отпавшей группы, — т.е. малую, отпавшую от большей, так по итогам прошедших лет не мы, а они сектой окажутся. :)))))) Оторваться от других можно и не сворачивая — просто прибавив скорости.  
 
А во-вторых, хотя в ту пору и были разные религиозные лидерские течения (я навскидку вспомню штуки три за интересующие нас полстолетия), только вот почему-то от них спустя всего несколько лет оставались рожки да ножки, а христианство росло и расти продолжает. Так что это было вовсе не рядовое религиозное движение — не лечебные банки на олигархическую иудейскую теократию, а вскрытая артерия старого мира.  
 
> Полочка вторая: историки. 
 
> Светоний — нет упоминаний о Иисусе. 
 
"Иудеев, волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима".  Жизнеописание божественного Клавдия, 25 — (4) 
 
И еще изложение мессианского учения в жизнеописании божественного Веспасиана, 5 — "На Востоке распространено было давнее и твердое поверье, что судьбой назначено в эту пору выходцам из Иудеи завладеть миром."  
 
> Плиний старший тоже самое. 
 
Плиний Ст. был автором "Естественной Истории", которая не ориентирована на персоналии. А тем более из римских провинций. Он и о Пилате и Кайафе ничего не пишет. И даже, страх сказать, о самом царе Митридате! 
 
> Плиний младший (его племянник) не упоминает Иисуса, но говорит о секте христиан — берущих своё начало от иудаизма. 
 
Очень интересно. Вот 96 письмо Плиния к Траяну — "и не обнаружил ничего. кроме безмерно уродливого суеверия".  
 
Плиний  императору Траяну.  
   Для  меня привычно, владыка, обращаться к тебе со всеми сомнениями. Кто лучше может  направить меня в нерешительности или наставить  в неведении?  
   Я  никогда не присутствовал на следствиях о христианах: поэтому  я  не зпаю, о чем принято  допрашивать п  в какой мере  наказывать.  
(2) Не мало я и колебался, есть ли тут какое различие по возрасту, или же ничем не отличать малолеток от людей взрослых: прощать ли раскаявшихся  или же человеку, который был  христианином, отречение не поможет, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления. или же преступления, связанные с именем.  
   Пока  что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал  так. (3) Я спрашивал  их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, но их  следовало наказать за  непреклонную  закоснелость и упрямство.  
(4) Были и  такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил  к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и обнаружились случаи разнообразные.  
   (5) Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий  много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил  отпустить, когда они, вслед за мной8, призвали богов, совершили перед изображением  твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков.  
   (6) Другие названные  доносчиком сказали, что они христиане, а затем отреклись: некоторые были, но отпали, одни три года назад, другие мною  тому лет, некоторые лет тому двадцать. Все они почтили и твое  изображение, и статуи богов и похулили Христа.  
   (7) Они  утверждали, что вся их вина или заблуждение  состояли в том, что они в установленный день9 собирались до рассвета, воспевали,  чередуясь, Христа как бога и клятвенно обязывались не преступления  совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения  слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым  я, по  твоему распоряжению, запретил тайные  общества . (8) Тем более счел  я необходимым под  пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия.  
 
И далее просьба о разъяснении процессуальных моментов. Про иудеев ни слова. Кто-то вас сильно ввел в заблуждение.  
 
> Тацит — нет упоминаний о Иисусе. 
 
Фиг. Анналы, книга 15, 44.  
 
И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и  предал  изощреннейшим  казням тех, кто своими  мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление  сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения.  
 
> Помпоний Мела описывая Иудею в "Странах Мира" не упоминает Иисуса. 
 
А о тех же Анне и Каиафе? 
 
> Квинтилиан — нет упоминаний. Однако он проанализировал большую часть речей философов, политиков и проповедников того времени. 
 
Только греко-римских.  
 
> Эпикет — специализировался на изучении религий, так же не упоминает о Иисусе. 
 
Знаете, я бы сильно удивился, узнав, что автор сочинения об элевсинских мистериях изучает христианство. Эпиктет не "изучал религии", это вы ему современную мотивацию приписываете. Он описывал обряды.  
 
> Филон Александрийский — ессей, его труды христианские школы использовали как основные, но и у него нет упоминаний ни о Иисусе, ни о апостолах. 
 
Что Филон — ессей, это очень отважное замечание. И абсолютно необобснованное. А во-вторых, Филон был благочестивым иудеем и скорее бы удавился, чем упомянул самозванца Иисуса. Знаете, что у иудеев есть ряд имен — скажем, Аман — которые не осквернясь можно произносить лишь с прибавлением "да сгинет его имя!"? Так вот, а Филон был из Египта, где со времен Книги мертвых (Среднее царство) каждый ребенок знал, что "мертвого имя назвать — все равно что вернуть его к жизни". Вы и не найдете ничего у Филона об Иисусе, смею вас заверить. Иосиф Флавий упоминал  
 
> Плутарх — нет упоминаний... 
 
ОК. Вот у нас Плутарх (смотрит на полку) Сравнительные жизнеописания, -  Тесей и Ромул, Лмкург и Нума, Лисандр и Сулла, Александр и Цезарь, Дион и Брут, Агесилай и Помпей, Пирр и Гай Марий, Перикл и Фабий Максим... всего 22 пары. Что видим? 1 — все герои — греки римляне, 2  - в списке нет никого, кто бы пережил рубеж тысячелетий. Можно узнать, зачем ты к бедному моралисту привязался? Он не хроники писал, а поучительные истории, и не о современниках, а о личностях легендарных.  
 
> И наконец один из моих любимых историков Иосиф Флавий (надеюсь он вам знаком) также ничего не говорит о Иисусе. 
 
Ну, Свидетельство Флавия тебе уже в двух вариантах прислали. Добавлю, что Флавий от иудейства открекся и принял римское гражданство, так что ему про Иисуса писать не западло было.  
 
> Я говорил про отсутствие фактов, вы я полагаю будете говорить о наличии оных — попрошу указывать произведения, авторов, и местоположение описания исторического события. 
 
Еще подробнее?  
 
> Полочка третья: первосвященники. 
 
> Лука (3:2) (надеюсь правильно обозначил) упоминает о первосвященниках Анне и Каиафе, но только в связи с Иоанном крестителем (я веду разговор о страстях господних). 
> Матфей — о Каиафе. 
> Марк имени не упоминает. 
> Евангелия от Иоанна у меня нет :-(  
 
> А вот какие были первосвященники существовали в то время: 
> С 7-го до 18-го года первосвященниками были Исмаил, Елеазар, Симон. С 19-го до 36-го Иосиф, после него Ионофан. 
 
> Вот такая нестыковка. 
 
А вот теперь я тебя состыкую. Записывай.  
 
Назначены Иродом Великим 
 
Ананел — 37-36 гг, 34 гг. BC 
Аристобул III — 35 г. BC  
Иешуа бен Фиаби — до 23 г. BC 
Симон бен Боэтус — 23-5 гг. BC 
 
Назначены тетрархом Архелаем 
 
Элеазар бен Боэтус — 4 г. BC 
Иешуа бен Cее — 6 г.  
 
Назначен Квиринием, легатом Сирии 
 
Анан бен Сефи (библейский Анна) — 6 -15 г.  
 
Назначен Гратом, прокуратором Иудеи 
 
Исмаэль бен Фиаби — 15-16 г. 
Елеазар бен Анан — 16-17 г. 
Симон бен Камит — 17-18 г. 
Иосиф Каиафа — 18-37 г. 
 
Назначены Вителлием, легатом СИрии 
 
Ионафан бен Анан — 37 г. ,два месяца.  
Феофил бен Анан — с 37 г.  
 
Назначены царем Агриппой 
 
Симон Кантера бен Боэтус — с 41 г. 
Матиас бен Анан — неизв.  
Елиноней бен Кантера — с 44 г.  
 
Назначены Иродом Халкийским 
 
Иосиф бен Ками — неизв 
Анания бен Недебай — 49-59 г.  
 
Назначен царем Агриппой II  
 
Исмаэль бен Фиаби — 59-61 г. 
Иосиф Каби бен Симон — 61-62 г.  
Анан бен Анан — 62 г, 3 месяца 
Иешуа бен Дамнай — 62-63 г. 
Иешуа бен Гамалиэль — 63-64 г. 
Матеас бен Феофил — с 65 г.  
 
Назначен народом в ходе Иудейского восстания  
 
Фанна бен Самуил — с 66 по 70 г.  
 
70 г. — Храм разрушен.  
 
Теперь короткий комментраий, чтоб поставить все на свои места.  
 
Первосвященник Анна — это Анан бен Сефи, в Храме с 6 по 15 гг. Анан же был удален от дел боявшимися его влияния римлянами, но фактически правившего Иерксалимом и Иудеей из своего дома по своему же усмотрению. Первосвященниками же были и его четыре сына. С ним соперничал лишь дом Боэтуса (см. по именам). И все они, разумеется. титуловались первосвященниками вне зависимости от того, были ли они действующими или отставными.  
 
А Иосиф Кайафа  - это зять Анана бен Сефи. Кайафа — это прозвище, такое же как и у апостола Петра — Кифа-Кайафа-Петр-камень. И 
могила (вернее, оссуарий — ящик для костей) сего исторического деятелся находится в Иеруслиме, где и была не так давно раскопана. А скелет Кайафы сфотографирован, обмерен, и вновь погребен до поры до времени, когда его потомки, ака шибко влиятельные и голосистые евреи-ультраортодоксы, разрешат вновь его поизучать, то есть лет этак через пятьдесят-двести. Но все эти материалы опубликованы, и с ними можно ознакомиться.  
 
Вот так  
 
Ну все, пять утра, а мне в восемь вставать. Пойду спать. На сегодня беру тайм-аут от конфы, обсудите пока в мое отсутствие.  
 
Ю.А.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]