Re: Третий Рим


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Eugene 17:59:36 12/08/1999
в ответ на: Третий Рим, отправлено Юрий Аммосов 20:28:31 11/08/1999

>> чепуха, о. Александр образованный человек и прекрасно знает, что идея Третьего Рима, это идея православной государственности 
>  
> Вы неправы. Инок Филофей, который ввел термин "Третий Рим", использовал эту метафору именно для критики (чтоб не сказать "обличения") первых московских царей. 
 
Я не ожидал такой вольности в трактовках от историка, у меня сейчас нет контекста и я не буду спорить, единственное что могу утверждать, что нигде у серьезных историков нет толькования идеи Третьего Рима как "обличения царей". Вообще, эта идеология строится отнюдь не на словах старца Филофея, это лишь сопутствующий материал, наиболее точная формулировка понимания русскими людьми своего предназначения как последнего после падения Византии оплота православной государственности. На этой почве к примеру возникла "Повесть о Белом Клобуке" и другие. 
 
>  Да и как можно гордиться сходством с Римом и его кесарями, от чьих рук пали тысячи и тысячи чтимых нами мучеников? 
 
Я же объяснял, что тут нет никакой гордости. Если Вы историк, то должны знать, что в представлении древних Империя могла быть только одна, это чувствовали и Каролинги и болгары, понимая, что претендуя на имя империи ставят себя в конфронтацию к Византии. И империя понималась как хранительница закона, почему Златоуст и толкует "удерживающее" апостола Павла как царство, которое будучи управляемо Богом (также как и империя Навуходоносора и империя Кира — на помните, где в Ветхом Завете Кир (язычник!) называется избранником Божиим? — "избранник мой Кир" — за цитату сейчас не ручаюсь) будет препятствовать приходу антихриста и способствовать распространению христианства — что и случилось при Костантине. 
 
>  
> Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобой; и однако же буду говорить с Тобой о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. 
>  
> Иер 12:1-2 
>  
> Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди эти чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божью, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, этому подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божью, чтобы соблюсти свое предание? 
>  
> Мк 7:6-9 
>  
> Стоит ли упоминать, что наше упование — не на земных царей, а на Царя Небесного и на его новое небо и новую землю? 
>  
 
по поводу первых двух цитат мне нечего сказать, я не соотношу их с темой. 
 
по поводу третьей — где же Вы углядели упование на земных царей в теории Третьего Рима?!! с таким же успехом можно обличать православных в уповании на священников и архиереев в своем спасении. Православный Царь в Византии и на Руси воспринимался как избранник, через которого совершается промысел Божий: "Мною царие царствуют..." "Сердце царя в руце Божией" и т.д. 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]