Re: Преображение Господне или яблочный Спас?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 11:01:47 20/08/1999
в ответ на: Преображение Господне или яблочный Спас?, отправлено Антоний 10:19:23 19/08/1999

С праздником! 
 
>Я понимаю для чего производится освящение плодов, но какая связь между этим благочестивым обрядом и Праздником Преображения Христова кроме традиционно календарной? 
 
Вот что пишет С. В. Булгаков (из "Настольной книги для священно-церковно-служителей"): 
 
"В праздник Преображения освящаются виноград и колосья пшеницы, а в России в тех местах, где виноград не растет, освящаются яблоки. Обычай приносить плоды в надлежащее время есть несомненно древний, и в Церкви христианской является частью как продолжение подобного же обычая церкви ветхозаветной   (Быт. IV,   2-4; Исх. XXIX, 23; Чис. XV, 19-21; Втор. XIV, 22), частью как апостольское установление (1 Кор. XVI, 27). Предписания  касательно этого обычая изложены уже в 3 правиле апостольском (ср. Карф. 46, VI, 28) [1]. Простое основание обычая приносить плоды (именно виноград) 6 августа  заключается в том, что в Греции к этому времени поспевают  плоды, важнейшие из которых — новые колосья и  виноград — и приносятся для благословения, в знак благодарения  за получение этих плодов для пропитания человека. Св. Иоанн Златоуст учит: "Земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога, возвращающего оные; ибо "ни насаждаяй есть что, ни напояяй, но возвращаяй Бог". Кроме того, виноград приносится в церковь для благословения, по прямому  отношению его к таинству евхаристии. По Кормчей, "гроздие в церковь паче всякаго иного овощия изряднее приносятся; понеже от того бывает вино, на совершение бескровной жертвы приемлемо". Равным образом и в молитве  "во причащении гроздия" иерей молится: "Благослови,  Господи, плод сей лозный новый, иже благорастворением  воздушным, и каплями дождевными, и тишиною временною,  в сей зрелейший приити час благоволивый: да будет  в нас от того рождения лознаго причащающихся в веселие  и приносити Тебе дар во очищение грехов, священным  и святым телом Христа Твоего". Яблоки, заменяющие собою виноград, освящаются другой молитвой, как только начатки овощей. Более специальное значение освящения плодов в 6-й день августа может быть определено по общему  разуму Церкви, что в событии преображения Господу благоугодно было показать то новое состояние, в которое  вступила плоть человеческая в воскресении Господа и имеет вступить в общем воскресении всех верующих. Но как вся природа стала повинна пред Богом вместе с человеком  за грехи последнего, так вместе с ним же она ожидает  и обновления от благословения Божия. Отсюда церковное  благословение плодов удостоверяет человека в этой надежде. 
 
[1] В первенствующей христианской Церкви были приносимы верующими в храм всякие вообще начатки от земного благосостояния: хлеб разного вида и рода, вино, елей, фимиам, воск, мед, млеко и т.п. Из этих приношений к алтарю представлялись только хлеб, вино, фимиам, елей и воск, а прочие приношения поступали или в трапезу церковную, или же прямо в домы церковного клира. В первенствующей христианской, как и в православной российской Церкви, в древние времена эти приношения были и многочисленны и разнообразны. Можно сказать, что тогда начатки всякого добра, принадлежавшего христианам, посвящались в жертву Богу на служение Богу, на питание Божиих служителей и на поддержание всей нуждающейся братии. А ныне, с вырождением духа древнего  благочестия, от обильных и разновидных старинных приношений остались  некоторые обломки, уже не тесно группирующиеся около единой главной существенной нерушимой жертвы бескровной, в таинстве Евхаристии, возношении Богу хлеба и вина, прелагаемых в истинную плоть и кpoвь Христа Божия. Так посвящение хлеба и вина, яиц и млека, разных мяс и вообще яств сохранилось в освящении пасхального артоса в храме пасхальных яств в домах. Посвящение цветов и ветвей древесных  совершается и ныне в праздники Ваий и Св. Троицы, Воздвижения креста Господня и недели крестопоклонной. Приношение меда и кутьи coxpaнилось  на панихидах и вообще в заупокойных поминках. Приношение воску,  фимиама и елея сохраняется и доныне постоянно. Возношение прихожанами  просфор в проскомидии, равно как и вина, совершается и ныне, хотя, к сожалению, по местам уже и выводится. Наконец, освящение плодов земных совершается в христианской Церкви именно в праздник Преображения. Явно, что в этом последнем посвящении Богу плодов земных  должно видеть то посвящение, которое заповедано было еще Moисеем в Ветхом Завете, которое в ветхозаветной Церкви и падало как раз на это самое время, как и у нас на время собирания плодов садовых, огородных  и полевых, время, которое начиналось в Палестине у евреев от праздника Пятидесятницы, а оканчивалось концом года, т.е. концом нашего августа месяца, так как новолетие древле не только в ветхозаветной, но и в христианской и даже в русской православной Церкви до имп. Петра I праздновалось в начале нашего сентября месяца. 
 
Благословение плодов бывает или в конце литургии после заамвонной молитвы и раздаяния антидора, или по отпусте литургии. В Преображение разрешаем на рыбу, елей и вино, хотя бы этот праздник случился в среду или пяток".


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]