Куда ведет "Странник". Вопросы по статье о. Игнатия(Душеина)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено partizan 19:55:15 15/09/1999:

                     КУДА ВЕДЕТ "СТРАННИК"?  
 
                      "Итак все...приобретается внутреннею молитвою. И                        не только страха ради..адских мук, но даже и                        желания Царства Небесногоесли кто станет                        совершать спасительные подвиги, — и то и это                        святые отцы называют делом наемническим. Они                        говорят, что боязнь муки — есть путь раба, а                        желание награды в Царствии есть путь наемника.                        А Бог хочет, чтобы мы шли к Нему путем                        сыновним, то есть из любви и усердия к Нему                        вели себя честно..." 
 
                       "Откровенные рассказы странника духовному                        своему отцу"  
 
                       "Смотришь на меня, и, видя пред собою толикого                         грешника, невольно вопрошаешь: неужели в этом                         грешнике, в котором действие страстей так явно                          и сильно — неужели в нем действует Дух                         Святой?"  
                           Святитель Игнатий Брянчанинов. "Странник" 
 
Недавно в библиотеки форума "Православная беседа" появилась статья иеромонаха Игнатия(Душеина) "КУДА ВЕДЕТ "СТРАННИК"?" (http://beseda.lgg.ru/library/books/strannik.html) , в которой автор сравнивает опыт молитвы главного героя книги "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу" (в дальнейшем — странник) с православным учением молитве, изложенным святителем Игнатием Брянчаниновым в книгах "Аскетические опыты" и "Приношение современному монашеству". 
Радостно и отрадно, что, наконец, начинают появлятся работы, посвященные святителю Игнатию и помогающие оценить неоценимое наследство, оставленное нам святетелем. Тем радостнее от того, что наследием его занимается монах, а не кабинетный теоретик-богослов. Доходчивый и простой язык статьи, как нельзя лучше позволяет понять мысль автора. Приятно, что в тексте практически отсутствуют "лирические отступления" столь характерные для людей, желающих поразить читателя своим литературным искусством, а не донести мысль.  
Однако у меня, как неискушенного в вопросах аскетической науки читателя, возник ряд вопросов к автору, так как самостоятельно я не могу разобраться в некоторых моментах, почему и прошу отца Игнатия прояснить их.  
 
Благословите отче. 
 
Общие вопросы: 
1. С одной стороны чтение статьи очень удобно по причине выделения в ней пунктов, а с другой — сам порядок изложения не очень понятен. По тексту предполагается, что он будет хронологическим по времени обучения странника молитве и достижения им определенных результатов, однако это не так, как мы увидим позже. 
2. Из рассмотрения, на мой взляд, в целом упущены два момента, а именно: первое — странника нельзя сравнивать с общежительным монахом, так как его жизнь скорее напоминает жизнь монаха-безмолвника и второе — на первой стадии обучения странником руководил монах-схимник с откровением помыслов, что категорически меняет саму картину "делания" странника и само по себе является скорее уникальным случаем, чем правилом, особенно для мирянина. 
 
Далее по пунктам: 
 
>1. Первое, что бросается в глаза — странная причина, побудившая странника начать труд непрестанной молитвы. Вот что пишет странник: "В 24 неделю после Троицина дня пришел я в церковь к обедне помолиться; читали Апостол из послания к Солунянам, зачало 273, в котором сказано: непрестанно молитеся. Сие изречение особенно вперилось в ум мой, и начал я думать, как же можно беспрестанно молиться..." [3]. Любопытство явилось источником опытов молитвы странника: "... сильное желание и любопытство возбудилось во мне; и день и ночь из ума моего сие не выходило. ... так я до сих пор остался в недоумении и беспокойстве" [4]. О том, какова должна быть правильная причина начала молитвенного подвига святитель Игнатий пишет так: "Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы" [5]. Итак, сама причина начала молитвы странника неправильна.  
 
На мой взгляд "любопытство" странника стало причиной поиска человека, который бы объяснил ему, что такое непрестанная молитва. Он, как следует из повествования, долго ходил по церквам, слушал проповедников, и встретил, наконец, схимонаха, который при первой же встрече(!) сказал ему: "Благодари Бога, возлюбленный брат, за сие открытие в тебе непреодолимого влечения к познанию непрестанной внутренней молитвы. Познай в сем звание Божие и успокойся..." Сочершенно справедливые слова, если учесть скольких трудов стоило страннику найти наконец руководителя. "уверившись, что до сего времени совершалось над тобой испытание согласия твоей воли на глас Божий и даваемо было разуметь, что не мудростию мира сего, и НЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИЮ ВНЕШНЕЮ достигают небесного света, непрестанной внутренней молитвы, но напротив, НИЩЕТОЮ ДУХА и деятельным опытом обретается он В ПРОСТОТЕ СЕРДЦА". И это первые слова наставника страннику. Именно они и должны положит залог его подвигу. В них нет ничего о высоких состояниях, а напротив, есть отсечение внешней премудрости мiра и фундаментом молитвы полагается нищета духа, деятельный опыт и простота сердца. Об этом неоднократно пишет и свят.Игнатий. 
 
>2. О количестве молитвы странника. "Вот тебе четки, — говорит новоначальному молитвеннику "старец", — по коим совершай на первый раз хоть по три тысячи молитв в каждый день. ... и непременно выполняй по три тысячи в день, не прибавляй и не убавляй самочинно. Бог поможет тебе через сие достигнуть и непрестанного сердечного действия" [6]. Через пару недель "старец" заповедует новоначальному творить уже по 12 тысяч молитв в день (!). Совсем другому учат Святые Отцы: "На неспешное и внимательное произнесение ста молитв [7] (Иисусовых) потребно времени 30 минут... Не произноси молитв спешно, одной немедленно за другою, делай после каждой молитвы краткий отдых и тем способствуй уму сосредоточиваться. Безостановочное произнесение молитв рассеивает ум. Переводи дыхание с осторожностью; дыши тихо и медленно: этот механизм предохраняет от рассеянности" [8]; "Не гоняйся за количеством молитвословий, а за качеством их, т.е. чтоб они произносимы были со вниманием и страхом Божиим" [9]; "Новоначальным должно заниматься молитвою понемногу, но часто, чтоб сохранить вкус к молитве и не произвести в уме утомления, от которого происходит оставление молитвы" [10]. Нетрудно посчитать, что если бы странник молился так, как учит Святитель Игнатий, то есть 100 молитв за тридцать минут, то ему пришлось бы свои 12 000 молитв прочитывать за 60 часов [11].  
 
Как следует из наставления святителя Игнатия иноку о молитве (100 молитв за 30 минут) свт. Игнатий указывал в данном случае на объем и продолжительность келейного правила(!) инока, совершаемого им после вечернего правила и поклонов. Что же касается упражнения Иисусовой молитвы вообще, то в той же главе XXIV "Приношения современному монашеству" свят. Игнатий пишет "…склоняясь ко сну, повторяй молитву;засыпай с нею....Во время утрени, по возможности, займись молитвою Иисусовой...между утренею и литургией займись молитвой Иисусовой. Точно также поступай и после обеда.... Пострайся столько приучиться к молитве Иисусовой, чтобы она сделалась твоею НЕПРЕСТАННОЮ МОЛИТВОЮ." — и это советует делать святитель новоначальных инокам, оказавшимся БЕЗ РУКОВОДСТВА наставником, как видно из цели написания им этой работы. 
Что же мы видим у странника? Давая наставление о количестве молитв, старец не указывает совершать их как келейное правило монаха, а говорит: "Стоишь ли, седишь ли, беспрестанно говори: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, — не громко и НЕ СПЕШНО; и непременно верно выполный по три тысячи в день, НЕ ПРИБАВЛЯЯ и НЕ УМАЛЯЯ САМОЧИННО. А какое-же еще наставление дает старец страннику перед началом этого подвига? "….чтоб я, учась молитве, ходил к нему с простосердечным исповеданием и откровением, ибо без поверки наставника самочинно заниматься внутренним деланием неудобно и малоуспешно". А святитель Игнатий напротив стремиться дать советы инокам, которые и будут заниматься деланием БЕЗ наставника, и это необходимо учитывать. 
И еще вопрос вопрос, о котором я не имею представления, но подозреваю его связь с количеством молитв: не связано ли количество молитв в единицу времени (простите за некий утилитаризм) с самой формой молитвы? Как видно форма молитвы странника существенно короче принятой ныне ее формы "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". 
 
>3. Странник с первых шагов молитвенного труда нацелен не достижение высоких духовных состояний, он фантастически быстро "созрел" для сердечной молитвы: "Наконец, через непродолжительное время почувствовал, что молитва сама собою.... 
Хронология событий, описанная в книге, дает ясно понять, что "непродолжительное время", это не время от начала подвига до рассамтриваемого результата, а время от "я пошел в сибирские страны", перед принятием решения о путешествии в которые, "Долго я странствовал по разным местам". Далее по тексту видно, что дело происходит в летнии месяцы, а со старцем странник познакомился тоже летом, в конце которого тот почил, из чего следует, что прошел по крайней мере год его подвига, что, наверное, все же не малый срок. 
>Подобный примитивизм и грубое смешение понятий "сердца" как духовного органа и сердца — органа телесного, может быть объяснен только отсутствием реального опыта правильной молитвы у автора "Странника". 
Отче, я, по невежеству своему, также понял святителя Игнатия и не знаю "сердца" как духовного органа". Сердце, как мышца, как телесный орган, таинственным образом является "орудием души" по словам свят. Феофана Затворника. Рассмотрению сердца, именно как телесного органа, посвящено несколько страниц в "Слове о молитве Иисусовой" свят. Игнатия с подробным описанием его строения и участия разных его частей в душевной и духовной деятельности. Большую ошибку в сердечной молитве странника и последующих упражнениях его по поиску сердечного входа, я вижу только в том, что он искал его в области "биения", о чем и пишет святитель "Многие, не имея никакого понятия о устройстве сердца, признают свое сердце там, где чуствуют биение его.", после чего, святитель указывает, что собственно "словестная сила" или "сердечный вход" "расположены" в верхней части сердца. 
 
>Само желание получить сердечную молитву не одобряется святыми Отцами: "... они (святые Отцы — составитель) строго воспрещают преждевременное усилие взойти умом в святилище сердца для благодатной молитвы, когда эта молитва еще не дана Богом" Но странник движется далее: "Итак, прежде всего, я приступил к отыскиванию места сердечного, по наставлению Симеона Нового Богослова. Закрыв глаза, смотрел умом, т.е. воображением (в том то и дело, что ум и воображение не одно и тоже! — составитель) в сердце, желая представить себе, как оно есть в левой половине груди и внимательно слушал его биение. ... в начале ничего не примечал, кроме темноты; потом в скором времени начало представляться сердце и означаться движение в оном; далее, я начал вводить и изводить Иисусову молитву вместе с дыханием в сердце... втягивая в себя воздух, с умственным смотрением в сердце, воображал и говорил: Господи Иисусе Христе, а с испущением из себя воздуха: помилуй мя" 
 
Тут некое противоречие на мой взгляд. Вы сами, отче, приводите слова о том, что "молитва САМА СОБОЮ начала как-то переходить в сердце", а затем на основание того, что странник говорит "Итак, прежде всего, я приступил к отыскиванию места сердечного…" делаете вывод, что что он ищет место сердечное самочинно. Хронология событий такова, что сначала старец учит странника деланию, давая ему завет "рано с неумеренным рвением касаться высшего сердечного входа, дабы не впасть в духовное корыстолюбие", затем странник долгое время занимается устной, а затем умной(по классификации свят. Игнатия — А.) молитвой, затем в нем самостоятельно начинает действовать непрестанная внутренняя молитва, затем странник пишет, что "ума моего не хватает" понят из Добротолюбия слова о сердечной молитве и входе и он решает "докучать Господу молитвой, авось Господь и вразумит как-нибудь", затем ему во сне является старец и объясняет ему порядок чтения Добротолюбия и только ПОСЛЕ ЭТОГО странник начинает отыскивать сердечный вход. Это уже после того, как молитва стала непрестанной, о чем и сам он пишет. В чем же можно его упрекнуть?  
 
>Вот первые плоды его молитвы: "... далее ощутил небольшую боль в пальце левой руки, которою перебирал четки, и воспламенение всей кисти, которое простиралось и до локтя и производило приятнейшее ощущение. Притом все сие как бы возбуждало и понуждало к большему творению молитвы. И так ден пять исполнял верно по двенадцать тысяч молитв и вместе с привычкою получил приятность и охоту" [17].  
Тут опять нарушена хронология. Об этих следствиях даже, а не плодах говорится, как о результате устной молитвы, а не сердечной. И как же странник оценивает сам свои "плоды"? "Сие обратило меня в особенности к прилежному чтению Добротолюбия, чтобы, как поверятьмои ощущения, так и изучить дальнейшее занятие внутренней сердечной молитвой; ибо без сей поверки БОЯЛСЯ, ДАБЫ НЕ ВПАСТЬ В ПРЕЛЕСТЬ и НЕ ПРИНЯТЬ естевственных действий за благодатные, и НЕ ВОЗГОРДИТЬСЯ скорым приобретением молитвы, как слышал я от покойного старца". Взвешенный и трезвый подход. Разве нет? 
 
>Совсем о других начальных плодах правильной молитвы пишет свт. Игнатий: "Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении… Далее плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плачь" [18].  
 
Вот первые плоды странника: "помыслы стихли", длинная пустынная служба кажется краткою, "не знаю, как благодарить Бога..." за убогий шалаш и наставника "мне грешному", "люди стали для меня добрее, как будто все меня стали любить", слезы умиления... 
 
>6. Странник попирает еще один духовный закон, о важности которого часто пишет святитель Игнатий — он допускает участие воображения при молитве. Вот как странник учит искать сердечное место: "Ты точно также вообрази свое сердце, наведи свои глаза, как бы смотрел на него сквозь грудь, и как можно живее представь его, а ушами то внимательно слушай, как оно бьется и ударяет раз за разом. Когда к сему приспособишься, то и начинай к каждому удару сердца, смотря в него, приноровлять молитвенные слова" [25]. Строго предостерегает от подобных опытов свт. Игнатий: "Самый опасный, неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины ..." [26]; "Ум во время молитвы должно иметь и со всею тщательностию сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения... Образы если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемой завесою, стеною между умом и Богом" [27]. Опыт странника практически полностью соответствует "духовным упражнениям" Игнатия Лойолы — основателя ордена иезуитов.  
 
Мне кажется, святитель Ингатий говорит об образах Христа, святых и т.д., то что и составляло упражнения Лойолы. Насчет "биения" целиком согласен с Вами, но склонен относить это к простоте станника. Cвят. Игнатий в оценке одного подвижника говорил: "свят, но не искусен", которые возможно подходят и к страннику, но, тем не менее, не умаляют его личного подвига. Взятие же им на себя миссии руководить другими и раздача наставлений, наверное, ошибочны.  
 
>Возможно поэтому католикофилам и ноообновленцам "Странник" особенно по вкусу. Удивительно, что даже в предисловии написанном в 1948 году православным, казалось бы, архимандритом Киприаном (Керном), и использованным в издании "Откровенных рассказов странника" Оптиной пустыни 1991 года, встречаются странные строки: "Они (странники ушедшей России — составитель) ... кажутся нам теперь гораздо более близкими к Бедняку из Ассизи..." [28]. Да, это о том самом "святом" Франциске, о котором Святитель Игнатий отзывался в следующих словах: "... достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д'Асиз, Игнатий Лойола и другие подвижники латинства, признаваемые в недре его святыми" [29]. В одном из писем Святитель Игнатий советует: "Займитесь чтением Нового Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдает за святых)" [30].  
 
На мой взгяд нельзя в качестве характеристики книги или человека прибегать к доводу, что он или она нравятся филокатоликам, неообновленцам или еще кому. Это не умаляет ее или его. Ведь и Сергия Радонежского оккультисты называют "своим". Что нам до того? 
Святитель Игнатий явяелся для меня, как и для Вас, безусловным авторитетом в области православной аскетики, в связи с чем его оценка Франциска является определяющей для меня отношение к этому католическому "святому". В связи с чем возник вопрос, вызвавший у меня искреннее недоумение: зачем книгу Франциска переводил (правда сильно исправляя и так и не окончив перевод) свят. Феофан Затворник? Ведь если считать его(Франциска) сумашедшим и прельщеным, какой смысл использовать вообще что-либо из его слов? 
Отношение к католической литературе вообще сложная вещь, требующая от человека точного представления об учении св. Отцов нашей Церкви. Ведь и "Подражание Христу" Фомы Кемпийского многие православные приняли "на ура", забыв православное учение, о чем пишет святитель. Так что ошибка Киприана(Керна) — это еще одна характеристика наших "забывчивых" времен.... 
 
>Еще более удивительные строки можно найти в том же самом предисловии (Киприана(Керна)) чуть ниже: "Это сокровище — молитва. Тот дар и та стихия, которым безмерно богаты те, кто его стяжали. Это — то духовное богатство, которое отцы-аскеты назвали "умным деланием" или "духовным трезвением", которое унаследовано от подвижников Египта, Синая и Афона, и корни которого уходят в седую древность христианства. Это — то богатство, которое близко всем мистикам всех религий..." [31]. Это уже о многом говорит.  
 
Чуждая, конечно, мысль для православного. Однако и во второй части "Странника", приписываемой преп. Амвросию можно найти странные слова "Даже самые стихийные мудрецы сознавали пользу безмолвия: философская школа неоплатоников, имевшая много знаменитых последователей под руководством Плотина, глубоко развила созерцательную, внутреннюю жизнь, достигаемую преимущественно в безмолвии..." Вот это действительно странно. Такие "пассажи" ставят под сомнение авторство преп. Амвросия. "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает."(Лк. 11:23) — и другого быть не может. 
 
>Каковы же плоды молитвенного подвига странника? "... сделался я какой-то полоумный, нет у меня ни о чем заботы, ничто меня не занимает, ни на что бы суетливое не глядел, и был бы все один в уединении; только по привычке (!) одного и хочется, что бы беспрестанно творить молитву и когда ею занимаюсь, то мне бывает очень весело. Бог знает, что такое со мною делается ...теперь ясно понимаю, что значит изречение, слышанное мною в Апостоле: непрестанно молитеся" [32]. Древо познается по плодам.  
 
На мой взгляд, это вполне соответствует работе святителя "Таинственное толклвание 99 псалма". 
 
"Работайте Господеви в веселии и внидете пред Ним в радости"(Пс.XCIX,2) Доколе молитва расхищается чуждыми помыслами: дотоле подвиг молитвы совершается с трудом, со скорбию, с понуждением... Когда же молитва начинает произноситься из всего существа: тогда подвиг ея преисполняется духовным наслаждением. Этим наслаждением влечется(! так я понимаю, сказанное по простоте "по привычке" — А.) подвижник к подвигу, ободряется, укрепляется, удерживается в подвиге: подвиг молитвы соделывается главнейшим, непрестанным, единственным подвигом подвижника. В несказанной радости(!) делатели непрестанной молитвы входят духом пред невидимое лице Божие, и предстоят лицу Божию." 
 
>Некоторые считают, что "Странник" может быть полезен для новоначальных, как некое упрощенное пособие, предваряющее сложные творения святых Отцов. Однако, представляется что наоборот, как раз для начинающих духовный путь нет ничего хуже, чем приобрести ложные понятия о духовной жизни. "Странника" может без вреда прочитать человек, стяжавший правильные знания у святых Отцов, для новоначальных же лучше творений Святителя Игнатия Брянчанинова вряд ли можно что-либо рекомендовать.  
 
Полностью согласен с Вами, что опыт молитвенного подвига странника носит исключительный, единичный характер и содержит ряд ошибок, но тем не менее не может быть зачеркнут, как прелестный и пагубный. Творения же святителя Игнатия Брянчанинова, по своей полноте, верности и актуальности являются, на мой взгяд, единственным в своем роде практическим руководством для современных православных, желающих не просто узнать, но и опытно проходить "науку наук".  
 
Испрашивая Ваших молитв, 
р.Б. Андрей 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]