О культуре и методах


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено partizan 09:48:42 16/09/1999
в ответ на: Re: Куда ведет "Странник". Вопросы по статье о. Игнатия(Душеина), отправлено Юрий Аммосов 23:02:59 15/09/1999

> Сколько я помню читанное из Иниго Лойолы (никогда не видал его полного издания), он как раз сильно расходился с подвижниками Восточной Церкви именно по вопросу о визуализациях. Скажем, первое упражнение прямо советует создавать в воображении некую картину, которая будет либо прямо соответствовать помышлению о грехе, по поводу которого молитва приностится, либо быть его аллегорией или образом. (перевод вольный). 
 
Да... Это еще жутче, чем "визуализация" святых, Христа, Ангелов... 
Это "визуализация" содеяных грехов. Далеко же он зашел... 
Восточные отцы согласно говорят, что нельзя принимать помыслы о прежде содеяных грехах дабы ум не услаждался воспоминаниями о ниx, особенно о плотских грехах. Видеть свои грехи — совсем не значит "воображать" их себе. 
 
>Но по моему мнению, нельзя утверждать, что какой-то из путей ведет в прелесть.  
 
Если Вам известно мнение православных отцов, то я не очень понимаю, что сформировало у Вас свое, отличное от их, мнение? 
 
>Дело в том, что европейская культура, к чьим воспитанникам обращался Лойола, изначально была визуальна, символика именно изображений в ней была очень существенна, и изображения в сознании в изложении Лойолы призваны именно сконцентрировать чувства на мире горнем. 
 
Как то странно. Причем тут культура? Или Вы считаете культуру базой для развития аскетики? Мне казалось, что это европейская, русская и византийская культура и ее типы сформировались под влиянием христианства, а не наоборот. И культурные "плоды" были следствием, а не причиной, мистической и аскетической практики. 
 
>Иными словами, визуализация — еще не результат, а лишь метод.  
Так и Отцы говорят, что это метод... Метод потакания своему лжеименному разуму и разгорячения крови и плоти. И справедливо называют это духовным блудом и мерзостью. 
 
С уважением, 
Андрей 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]