Возвращение к теме: прочитано на форуме диакона Андрея Кураева


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено MaximЪ 05:19:23 18/09/1999:

> Максим  [Участник: православный] [info] 09-15-1999 04:57:58 [ 2003 ]     
> ================================================== 
> Если бы нижеприведенное не было так печально, это не было бы и смешно. Истории эти, хоть и придуманные, все же трудно назвать анекдотами, ибо все затронутые вопросы в них — правда. Это правда для русской (и не только) диаспоры зарубежом, которую вот уже почти целый век раздирает узколобая фанатичность одних и политиканство других. К сожалению, находятся люди, которые пытаются перенести эти проблемы с больной головы Запада на здоровую голову Востока — ибо не ведают, что творят.  
> "Ничьей церковной жизни не будем умалять... Православных пастырей и мирян "Русского Зарубежья" мы должны считать и считаем своими дорогими братьями. Но не надо какой-либо отдельной церковной ветви представлять только себя в каком-то исключительном апокалиптическом сиянии; это несерьезно и это вредно для всей Церкви, создает атмосферу сектанской взвинченности и болезненной истеричности, столь чуждой православному трезвению... Будем, православные пастыри и люди, братски уважать церковную молитву друг друга и жизнь... Будем радоваться всякому успеху духовному... Да умножится любовь в братьях... Да прославится Имя Господне во веки!" (Еп.Иоанн Сан-Францисский, "Еще некоторое прикосновение к ранам". Нью-Йорк 1956)  
>  
 
 
****** 
Добрый день, дорогие форумчане! 
 
А я и не подозревал, что мое послание на форум о. Андрея Кураева вдруг приобретет известность где-то за его приделами.  Лихачев как-то писал, что книга обязательно найдет того, кому она нужна и, в целом, как я понимаю, рассказанные истории нашли тех, к кому они были адресованы.  Если кого-то интересует, тема эта мною и другими продолжается — по мере сил и возможности.  Только теперь на смену "анекдотам" пришли реальные истории.  Все аргументированные возражения (которых, надо сказать, не много) я пытаюсь ответить на том же форуме.  Интересным показалась мне чье-то письмо с цитатами из святых отцов, призванное осудить юмор и/или сатиру.  В менее интеллигентной форме этот вопрос мне уже был задан и я очень вкратце (так как мой собеседник явно не ждал от меня вообще никакого ответа) ответил на него на все том же форуме о. Андрея.  В дополнение к упомянутому там письму №1138 свт. Феофана Затворника, в котором Святитель оправдывает использование сатиры в борьбе за души раскольников и еретиков (приводя примеры эпитетов, которые он предлагает распространить в народе с этими целями, Святитель заходит так далеко, что некоторые из оных эпитетов заменены цензурой многоточием) могу сослаться хотя бы и на письмо №256, где в частности говорится: "Угрюмая, отталкивающая, или брюзгливая жизнь не есть Божья жизнь".  Хотите — можно поговорить на эту тему подробнее, но после чтения сообщений по этой теме на данном форуме у меня сложилось впечатление, что умные люди, коих большинство, и без всяких дополнительных рассуждений принципиально не возражали. 
 
Хотелось бы остановиться лишь на следующих моментах. 
1.  Желания "высмеять", которое мне приписали некоторые форумчане, принявшие истории на личный счет, у меня не было.  С радостью я обнаружил, что духовенство Русской Церкви МП на форуме о. Кураева, прочитавшее истории, сделало именно такой вывод. 
2.  Рассказывая первые 3-4 истории-анекдота, я и не претендовал на оригинальность.  Все 4 анекдота были взяты с ангоязычного православного форума и переведены без принципиальных изменений на русский язык.  Так как здесь мы имеем дело практически с фольклором, возникшим в среде православных разных юрисдикций в Америке, то странными и по этой причине кажутся обвинения во лжи. 
3.  Изначальная цель же всей затеи была такова: 
3а.  Так как дискуссии по фактической стороне вопроса о расколах (среди коих РПЗЦ, РПСЦ, но далеко не они одни!) на форуме Кураева и в любых других местах доказали свою безцельность и принципиальную невозможность, то возникла идея взять на вооружение мысль Михаила Ардова и представить как "теоретическую", так и каждодневную жизнь различных скизматических групп франментарно.   
3б. Существовала, конечно, опасность вызвать на себя поток брани.  В случае таковой явно доказывалась уязвимость оппонентов и их неуверенность в своей позиции (смотри по этому поводу ответ на форуме Кураева, который прислал в поддержку иеромонах МП).  В то же время, эта негативная реакция контрастировалась со спокойной реакцией верующих МП на книгу Ардова. 
3в.  В несколько примитивном, но все же более живом виде представить реальность, к которой ведут все эти расколы, которую мои оппоненты на том форуме (и я в этом глубоко убежден) представляют только или почти только по программным документам апологетов этих расколов.  Ёрничать же и играть человеческой болью и в мыслях не было. 
 
Так как на этом форуме я бываю крайне редко, то позвольте вас, друзья, пригласить на форум о. Андрея.  Буду рад с вами там встретиться и обсудить разичные проблемы, которые вызвала поднятая мною тема.  Как и я говорил, тема пока продолжается и пополняется теперь реальными историями из православной жизни здесь, "в дальнем зарубежье". 
У всех, кого я обидел правдой, представленной в этих историях, я искренне прошу прощения.  Но, к сожалению, всем угодить нельзя.  
 
Христос посреди нас. 
Максим


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]