Отправлено Иером. Игнатий 22:45:42 23/09/1999в ответ на: Прав свт. Феофан. Правильнее говорить о бестелесности ангелов., отправлено Евгений 18:00:11 23/09/1999
Уважаемый Евгений! Надо нам прежде всего договориться о терминах. Есть метерия и есть дух. Материя это то что во времени и пространстве. Дух то что вне времени и пространства. 1. Вне времени, это значит и вне творения, ибо все сотворенное имеет момент творения. Вы пишете: "Просто их бытие и сотворение вневременно и вечно"! (только Слово Божие Вторая Ипостась имеет свойство безначального рождения от Отца) Приписывая тварным существам сотворение до сотворения времени мы приписываем им свойство Второй Ипостаси Св. Троицы. 2. Тут же один шаг до мысли о предсуществовании душ (ибо ангелы и душа имеют одну природу, но души творятся явно не до творения времени). 3. Слова писания "Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный" (ПС.103 ст.4), хотя я и не читал толкования, на мой взгляд наводят на мысль о явной материальности "пламень огненный". 4. Совершенно понятно, что вне времени и пространства только Бог. Он один был всегда и будет всегда, никем не создан и вездесущ (признаки независимости от времени и пространства). Святитель Игнатий совершенно справедливо указывает, что теория Декарта а именно ее развивали западные схоласты а от ни Св. Феофан приписывает духам сотворенным Божественные свойства: ": система Декарта и Платона не может и не должна иметь никакого значения в науке: место этой системе в истории науки". (3, 189) "Не могли бы Отцы принять гипотезы Декартовой, если б знали ее. Они предали бы ее анафеме, как учение богохульное, поставляющее Бога в один разряд с тварями, как ведущее к отвержению важнейших событий, о которых повествует Писание". (3, 207) "Гипотеза Декарта ведет к отвержению Писания, к неверию". (3, 207) "Учение Декарта о совершенной невещественности духов, о их независимости от времени и пространства, будучи проверено наукою, является равновесным отрицанию существования духов". (3, 207) 5. Свт. Феофан пишет: "Можно думать (и я так думаю), что душа и Ангел духовны по естеству, но облечены тонким эфирным телом, а чтобы они по естеству были тело, так думать нельзя". С таким же успехом можно сказать, что человек духовен по естеству, но обличен тонким эфирным и грубым плотяным телами. По Св. Феофану, следовательно, ангел не простой ум, а существо духовно-душевное (подобно как человек духовно-душевно-телесное), это еще можно принять, но тогда что же душа? Ведь множество Отцов в один голос указывают на то, что душа и ангелы имеют одну сущность? Мне кажется, что Свт. Феофан путает душу с тем духом, который вдохнул Господь в человека при творении, и который явно нетварен. Но говорить о таких духах как о самостоятельных личностях нельзя. 6. Вот что пишет святитель Игнатий, ссылаясь на множество Отцов: "А всякая тварь, и Ангел, и душа и демон по собственной природе своей, есть тело: потому что, хотя и утончены они, однако ж в существе своем, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества, суть тела тонкие, тогда как это наше тело в существе своем дебело (Преп. Макарий Великий Беседа. 4, гл. 9 и 10)". (3, 202) "Гипотеза о совершенной невещественности сотворенных духов, не подчиняющейся ни времени, ни пространству, гипотеза, приписывающая сотворенным духам одинаковую сущность с Богом, явилась в семнадцатом столетии. Она заимствована Декартом, как мы уже сказали, в значительной степени у древних языческих философов". (3, 206) "Ангел, душа, демон, говорит святой Дамаскин, хотя и не имеют грубости телесной, но также имеют вид и ограниченность, свойственные своей природе. Одно Божие существо неописанно, совершенно безвидно, необразно и неограниченно: Ангелы одарены бессмертием. Впрочем бессмертны ангелы, по словам святого Дамаскина, не по естеству, а по благодати (Догматическое богословие преосвященного Антония. Издание 7, 1857 г. стр.95-96)". (3, 213) "Святой Василии Великий сказал в книге о Святом Духе: ": они (Ангелы сост.)зависят от места, и бывают видимы, являясь достойным этого в собственном виде, в телах своих". (3,253) "На седьмом Вселенском Соборе прочитана была выписка из сочинений святого Иоанна, епископа Солунского, в которой сказано, что ангелы имеют свойственную им вещественность и вид, в этом, собственном виде их являлись многим святым мужам. Собор на основании этой цитаты из Святого Отца, единодушно оправдал и определил изображение Ангелов на иконах". (3, 285-286) "Духи сотворенныя безплотны по отношению к нам. Но естество их, как и естество души, пребывает неопределенным нас по невозможности определить его. Наука признает невозможным определение вашего тела, равно как и всех тел, имеющих органическую силу жизнь. Мечта Декарта о независимости духов от пространства и времени решительная нелепость. Все ограниченное, по необходимости зависит от пространства". 16 (26) "Темное и отвлеченное понятие о духах, заимствованное у западных схоластиков, равновесно совершенному отвержению их и может решительно сбивать с толку истинных подвижников:".507 (659, 192) 1863 г. Понятие о сотворенных духах, которое Св. Феофан разделял с западными схоластами может логически привести к двум выводам о равности их Богу или о их небытии вообще. Как об это и пишет Свт. Игнатий. С уваженим иером. Игнатий
- Re: Евгению Eugene 16:14:03 24/09/1999 (0)
- Re: о святоотеческой онтологии Евгений 12:58:21 24/09/1999 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]