Евгению


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Иером. Игнатий 22:45:42 23/09/1999
в ответ на: Прав свт. Феофан. Правильнее говорить о бестелесности ангелов., отправлено Евгений 18:00:11 23/09/1999

Уважаемый Евгений! 
 
Надо нам прежде всего договориться о терминах. 
 
Есть метерия и есть дух. Материя — это то что во времени и пространстве. Дух — то что вне времени и пространства. 
 
1. Вне времени, это значит и вне творения, ибо все сотворенное имеет момент творения. Вы пишете: "Просто их бытие и сотворение — вневременно и вечно"! (только Слово Божие — Вторая Ипостась имеет свойство безначального рождения от Отца) Приписывая тварным существам сотворение до сотворения времени мы приписываем им свойство Второй Ипостаси Св. Троицы. 
 
2. Тут же один шаг до мысли о предсуществовании душ (ибо ангелы и душа имеют одну природу, но души творятся явно не до творения времени). 
 
3. Слова писания "Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный" (ПС.103 ст.4), хотя я и не читал толкования, на мой взгляд наводят на мысль о явной материальности — "пламень огненный". 
 
4. Совершенно понятно, что вне времени и пространства — только Бог. Он один был всегда и будет всегда, никем не создан и вездесущ (признаки независимости от времени и пространства). Святитель Игнатий совершенно справедливо указывает, что теория Декарта — а именно ее развивали западные схоласты а от ни Св. Феофан — приписывает духам сотворенным Божественные свойства: 
 
": система Декарта и Платона не может и не должна иметь никакого значения в науке: место этой системе — в истории науки". (3, 189) 
 
"Не могли бы Отцы принять гипотезы Декартовой, если б знали ее. Они предали бы ее анафеме, как учение богохульное, поставляющее Бога в один разряд с тварями, как ведущее к отвержению важнейших событий, о которых повествует Писание". (3, 207) 
 
"Гипотеза Декарта ведет к отвержению Писания, к неверию". (3, 207) 
 
"Учение Декарта о совершенной невещественности духов, о их независимости от времени и пространства, будучи проверено наукою, является равновесным отрицанию существования духов". (3, 207) 
 
5. Свт. Феофан пишет: "Можно думать (и я так думаю), что душа и Ангел — духовны по естеству, но облечены тонким эфирным телом, а чтобы они по естеству были тело, так думать нельзя". 
 
С таким же успехом можно сказать, что человек духовен по естеству, но обличен тонким эфирным и грубым плотяным телами. По Св. Феофану, следовательно, ангел не простой ум, а существо духовно-душевное (подобно как человек духовно-душевно-телесное), это еще можно принять, но тогда что же душа? Ведь множество Отцов в один голос указывают на то, что душа и ангелы имеют одну сущность? Мне кажется, что Свт. Феофан путает душу с тем духом, который вдохнул Господь в человека при творении, и который явно нетварен. Но говорить о таких духах как о самостоятельных личностях нельзя. 
 
6. Вот что пишет святитель Игнатий, ссылаясь на множество Отцов: 
 
"А всякая тварь, и Ангел, и душа и демон по собственной природе своей, есть тело: потому что, хотя и утончены они, однако ж в существе своем, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества, суть тела тонкие, тогда как это наше тело в существе своем дебело (Преп. Макарий Великий Беседа. 4, гл. 9 и 10)". (3, 202) 
 
"Гипотеза о совершенной невещественности сотворенных духов, не подчиняющейся ни времени, ни пространству, гипотеза, приписывающая сотворенным духам одинаковую сущность с Богом, явилась в семнадцатом столетии. Она заимствована Декартом, как мы уже сказали, в значительной степени у древних языческих философов". (3, 206) 
 
"Ангел, душа, демон, говорит святой Дамаскин, хотя и не имеют грубости телесной, но также имеют вид и ограниченность, свойственные своей природе. Одно Божие существо неописанно, совершенно безвидно, необразно и неограниченно: Ангелы одарены бессмертием. Впрочем бессмертны ангелы, по словам святого Дамаскина, не по естеству, а по благодати (Догматическое богословие преосвященного Антония. Издание 7, 1857 г. стр.95-96)". (3, 213) 
 
"Святой Василии Великий сказал в книге о Святом Духе: ": они (Ангелы — сост.)зависят от места, и бывают видимы, являясь достойным этого в собственном виде, в телах своих". (3,253) 
 
"На седьмом Вселенском Соборе прочитана была выписка из сочинений святого Иоанна, епископа Солунского, в которой сказано, что ангелы имеют свойственную им вещественность и вид, — в этом, собственном виде их являлись многим святым мужам. Собор на основании этой цитаты из Святого Отца, единодушно оправдал и определил изображение Ангелов на иконах". (3, 285-286) 
 
"Духи сотворенныя безплотны по отношению к нам. Но естество их, как и естество души, пребывает неопределенным  нас по невозможности определить его. Наука признает невозможным определение вашего тела, равно как и всех тел, имеющих органическую силу — жизнь. Мечта Декарта о независимости духов от пространства и времени — решительная нелепость. Все ограниченное, по необходимости зависит от пространства". 16 (26) 
 
"Темное и отвлеченное понятие о духах, заимствованное у западных схоластиков, равновесно совершенному отвержению их и может решительно сбивать с толку истинных подвижников:".507 (659, 192) 1863 г.  
 
Понятие о сотворенных духах, которое Св. Феофан разделял с западными схоластами может логически привести к двум выводам о равности их Богу или о их небытии вообще. Как об это и пишет Свт. Игнатий. 
 
С уваженим иером. Игнатий


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]