Отправлено Алексей Чумаков 23:32:36 23/09/1999в ответ на: Re (3): Куда ведет "Странник". Ответы на вопросы, отправлено Иером. Игнатий 22:40:52 23/09/1999
Дорогой о. Игнатий, Как и Евгению, мне видится здесь смешение терминов. Есть мир материальный, и есть мир духовный оба эти мира тварны (сотворены Богом), оба во времени, оба ограничены, познаваемы, конечны. Это все вместе есть Творение - и оно принципиально отличимо от Творца, который несотворен, безконечен, безначален, непознаваем, и т.д. Дихотомическое деление идет не по линии плоть-дух, а по линии тварное-Нетварное, причем и дух и плоть (т.е. материальный и духовный мир) оба тварны и фундаментально отличны от Творца. Что касается различий миров духовного и телесного (давайте остановимся на такой терминологии это точнее чем "материальный-нематериальный" куда нам энергию девать?) то приписывать свойства Нетварного миру тварному, хоть и безтелесному все-таки неоправдано? Но впрочем, спорить по этому вопросу я не хочу. Что касается критики "Откровенных рассказов...", не знаю, полезна ли она, зачем? Нелишне наверное предупреждать о некоторых опасностях умного делания, но все-же ригоризм в этом вопросе, как мне кажется, сводит это великое таинство молитвы на уровень техники, а ведь в молитве участвуют две стороны. Да, все верно, насчет опасности антропоморфизма, и действия воображения, об этом много написано уже. Жалко, откровенно говоря, хорошую книгу, которая зажгла сердца многих и многих, разбудила. Вот было тут длинное рассуждение о скорости молитвы Иисусовой. Да ведь это такое индивидуальное дело! Странник, похоже, молился с ритм дыхания при таком ритме одна полная молитва произносится примерно за 4 секунды. Что, нельзя так? Опять же, я не для спора, просто показалось нет ли тут излишней чувствительности. Впрочем не мне судить о высоких состояниях.