Отправлено Eugene 16:14:03 24/09/1999в ответ на: Евгению, отправлено Иером. Игнатий 22:45:42 23/09/1999
> Уважаемый Евгений! > > Надо нам прежде всего договориться о терминах. > > Есть метерия и есть дух. Материя это то что во времени и пространстве. Дух то что вне времени и пространства. > > 1. Вне времени, это значит и вне творения, ибо все сотворенное имеет момент творения. Вы пишете: "Просто их бытие и сотворение вневременно и вечно"! (только Слово Божие Вторая Ипостась имеет свойство безначального рождения от Отца) Приписывая тварным существам сотворение до сотворения времени мы приписываем им свойство Второй Ипостаси Св. Троицы. > добавлю еще к замечательному ответу моего тезки, что, по моему мнению, свт. Феофан, защищая духовность ангелов, понимал под этим термином не абстрактную противоположность материи, (а знаем ли мы что она такое?) а способность причастности Богу, здесь он идет в русле древних святых отцов-богословов, воспринявших, а не отвергнувших античный метод философии, что подобное познается подобным. Откуда, спрашивает свт., тогда духовные ощущения у нас, если душа не дух, а материя? Определение иером. Игнатия слишком узко, "физично", а потому неверно и не имеет никакого практического интереса с богословской точки зрения. Кроме этого, критика схоластики в православном богословии очень сильно себя дискредитировала (о. Павел Флоренский, "Софиология" о.Сергия Булгакова, митр. Антоний (Храповицкий), вообще много из "парижского" богословия), так что я, например, очень настороженно отношусь к возгласам о том, что православие гибнет от засилья схоластики. Никогда такого не было, а подобный ход часто делают для прикрытия протестанских уклонов в богословии.