Re: Евгению


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Eugene 16:14:03 24/09/1999
в ответ на: Евгению, отправлено Иером. Игнатий 22:45:42 23/09/1999

> Уважаемый Евгений! 
>  
> Надо нам прежде всего договориться о терминах. 
>  
> Есть метерия и есть дух. Материя — это то что во времени и пространстве. Дух — то что вне времени и пространства. 
>  
> 1. Вне времени, это значит и вне творения, ибо все сотворенное имеет момент  творения. Вы пишете: "Просто их бытие и сотворение — вневременно и вечно"! (только Слово Божие — Вторая Ипостась имеет свойство безначального рождения от Отца) Приписывая тварным существам сотворение до сотворения времени мы приписываем им свойство Второй Ипостаси Св. Троицы. 
>  
 
добавлю еще к замечательному ответу моего тезки, что, по моему мнению, свт. Феофан, защищая духовность ангелов, понимал под этим термином не абстрактную противоположность материи, (а знаем ли мы что она такое?) а способность причастности Богу, здесь он идет в русле древних святых отцов-богословов, воспринявших, а не отвергнувших античный метод философии, что подобное познается подобным. Откуда, спрашивает свт., тогда духовные ощущения у нас, если душа не дух, а материя? Определение иером. Игнатия слишком узко, "физично", а потому неверно и не имеет никакого практического интереса с богословской точки зрения. 
 
Кроме этого, критика схоластики в православном богословии очень сильно себя дискредитировала (о. Павел Флоренский, "Софиология" о.Сергия Булгакова, митр. Антоний (Храповицкий), вообще много из "парижского" богословия), так что я, например, очень настороженно отношусь к возгласам о том, что православие гибнет от засилья схоластики. Никогда такого не было, а подобный ход часто делают для прикрытия протестанских уклонов в богословии. 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]