Re


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Eugene 22:14:35 30/09/1999
в ответ на: Re (2): Просьба к сторонникам канонизации царя Николая..., отправлено Евгений 17:30:55 29/09/1999

>>  
>> Для меня сомнения отпадают просто из-за обилия чудотворений, и авторитета старцев и святых, которые говорили, что возрождение России начнется с канонизации Царственных мучеников. Мне, может быть, многое непонятно, но это для меня уже вторично. 
>> 
>  
> Вы правы. Более того, народное почитание и есть сама канонизация, которая в древности начиналась прямо на гробах мучеников и не требовала для своего подтверждения никакой официальной санкции. Эта санкция — наследие синодального периода; у греков, если я не ошибаюсь, нет такого понятия. Свт. Николай почитается всем миром, хотя никогда и никем не был канонизирован. 
 
Не совсем так, в первые века христианства аналог канонизации можно найти во внесении имени в диптихи (хотя туда заносили не только святых), в любом случае церковное почитание никогда без участия иерархии не совершалось (где епископ там и церковь), нынешняя канонизация имеет просто другие формы которые в древности были значительно проще, как впрочем и многое другое.  
 
Мне хочется все-таки заметить, что Церковь во все века была столпом истины и преподобный Серафим Саровский советовал принимать сердцем (буквально: лобызать) все принятое Церковью до каждой мелочи, так что критика синодального периода во многом беспочвенна, Церковью всегда с помощью Духа Святого выбираются те формы, которые наиболее благоприятны на данный момент. Как-то по Радонежу выступал очень уважаемый преподаватель ПСТБИ о. Борис Левшенко, который сказал (передаю приблизительно смысл), что критика синодального, "послепетровского"  периода Церкви во многом была инициирована на волне либерализма конца XIX-XX в. с целью критики епископата, нужно было объявить Церковь ущербной чтобы создать почву для обновленчества. 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]