Отправлено Александр Иванов 19:08:00 10/10/1999:РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СЛУЖБА КОММУНИКАЦИИ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА Россия, Москва, Даниловский вал 22, Свято-Данилов монастырь, ОВЦС МП Internet: http://www.russian-orthodox-church.org.ru. E-mail: commserv@mospat.dol.ru ======================================== Сообщение для органов информации от 07.10.1999 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 2000-ЛЕТИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Приняты на заседании Священного Синода 19 июля 1999 года Приближающееся 2000-летие Пришествия в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа знаменует собой эпохальную веху в переживании человечеством "времени благоприятного", "дня спасения" (2 Кор. 6. 2), принесенного миру Воплощением и искупительной жертвой Сына Божия. Современное летоисчисление не случайно ведется от Рождества Христова. Открыв людям врата вечной жизни, Господь Иисус положил начало новому периоду бытия человека времени благодати, возрождающей ко спасению личность, а вместе с ней общества и народы. Событие Боговоплощения имеет совершенно исключительное историческое значение. С этим событием несопоставимы какие-либо факты чисто человеческой истории, имеющие значение лишь для отдельных личностей, народов или в целом для ограниченного земного мира. Явление же Спаса во плоти, как Богочеловеческое действие, имеет не только земное, но и Небесное измерение, и потому не просто уникально, но центрально для истории, современности и грядущего времени, простирающегося до Второго Пришествия Господа. 2000-летие Рождества Христова побуждает Церковь оглянуться на прошедшие двадцать веков, дабы увидеть в них плоды действия благодати Божией и одновременно вновь осознать эсхатологическую перспективу человеческой истории, предполагающую исполнение времен и торжество Бога над силами тьмы в "новом небе и новой земле" (Откр. 21. 1). Юбилей христианства, а вместе с ним и наступление нового тысячелетия также побуждает людей всего мира включая инославных, нехристиан и неверующих заново взглянуть на пути развития человеческой цивилизации и ее многоразличных национальных, политических и иных форм. 2000-летие может и должно стать моментом решительной самопереоценки человечества, временем уразумения глобальных ошибок, которое предоставляет уникальную возможность всемирной "метании" осознания нашей греховности, сопровождаемого изменением ума и сердца. Без такого глубинного осмысления хода мировой истории, нацеленного на ее решительное изменение, нынешняя историческая веха рискует остаться лишь поводом для формальных и пустых "торжеств", к которым так привыкло современное человечество. Рубеж тысячелетий ставит перед народами, живущими на канонической территории Московского Патриархата в России, странах СНГ и Балтии, а также перед Европой и миром весьма непростые вопросы, поиск ответов на которые есть одна из задач церковно-государственного и церковно-общественного сотрудничества в связи с юбилеем. Серьезнейшую озабоченность вызывает духовно-нравственный кризис современного общества, омрачающий жизнь личности, семьи и общества, создающий угрозу самому выживанию человечества. Оглядываясь на два тысячелетия христианской истории, мы видим, что именно учение и благодатное действие Господа Иисуса, возводящее человека к высотам нравственного совершенства и богоподобия, сыграло решающую роль в созидании лучших сторон современной цивилизации, во многом определило пути ее развития во всех областях человеческой деятельности. Одновременно нельзя не признать, что нормы богоданной морали, отраженные в традиционных религиях и являющиеся основой естественного нравственного чувства, также оказывали и оказывают весьма положительное влияние на жизнь этого мира. В то же время мы являемся свидетелями повсеместных отступлений от истинного нравственного закона в личной, общественной, а подчас даже религиозной жизни. Ужасающее распространение пороков, оправдание их вплоть до возведения в некую "норму" пагубно влияет на бытие человеческого рода, а потому нуждается в самой решительной оценке. Долг Церкви и всех созидательных общественных сил назвать добродетель добродетелью и порок пороком, призывая человека к высшему совершенству, к обновлению в нем помраченного ныне Образа Божия. Церковному и светскому миру необходимо сообща обсудить современное развитие политических и экономических процессов в мире и в отдельных странах. Глобализация мирового хозяйства и предпринимательства, развитие межгосударственных институций, все более становящихся реальными центрами власти, одновременно сопровождается ростом межэтнической, политической и межкультурной напряженности, возникновением ряда кровопролитных противостояний, которые создают угрозу для мирного будущего народов. Встает естественный вопрос: не обманываем ли мы себя, когда, видя положительные плоды глобализации для одних народов, имеющих одинаково устроенные экономические системы и один культурно-политический "код", мы в то же время игнорируем усиливающиеся хаос, конфликтность и разочарование в среде других народов, составляющих едва ли не три четверти населения планеты? Неоднозначность процесса глобализации проявляется также в культурной и информационной сферах. Налицо попытка представить в качестве единственно универсальной и прогрессивной лишь одну из многих существующих в мире культур, основанную на понимании свободы падшего человека как абсолютной ценности и мерила истины. Впрочем, эта попытка сталкивается с легко объяснимым противодействием, которое усиливает напряженность в мире. Помня о том, что христианство создало и возвысило европейские, в том числе славянские национальные культуры, мы исполнены решимости воскресить неразрывную связь веры с культурным наследием и развитием ради духовно-нравственного воспитания человека. Частью этого служения является решительное противостояние антикультуре, эксплуатирующей примитивные инстинкты и греховные побуждения, и псевдотворческой пустоте, порожденной коммерциализацией культурного пространства. Глобализация является главным вызовом народам, с которым они столкнутся в ХХI веке. С одной стороны, она неизбежна, ибо развитие международной торговли, глобального политического, экономического и информационно-культурного взаимодействия побуждает правительства и народы к созданию надгосударственных механизмов политического и экономического управления, которые постепенно заменяют привычные формы власти. С другой стороны, все большее количество людей и народов осознает, что глобализация не должна становиться средством тотальной унификации, бесконтрольного господства богатой элиты над всем миром, власть имущих над простыми людьми. Подлинный диалог и равноправное взаимодействие различных традиционных религий, культур, мировоззрений, утверждение принципа многополярности мира на уровне всех механизмов принятия решений могут стать одними из условий подлинно справедливого международного порядка, способного усилить положительные и ослабить отрицательные последствия глобализации. Причем высшей целью такого порядка видится устроение жизни общества на основе вечных духовно-нравственных ценностей, на которых искони утверждается жизнь народов и верность которым нам необходимо обновить. Новые феномены, с которыми человечество столкнется в ХХI веке, не исчерпываются сферой политических и экономических процессов. Серьезным вызовом привычным представлениям о мире, включая природу человека, может стать развитие определенных областей науки и технологий, прежде всего в областях генной инженерии и других разновидностей биотехнологии, а также искусственного интеллекта. Неограниченное вмешательство в естество человека и в целом живой природы, а также общее разрушение окружающей среды, включая истощение ресурсов, могут привести к непоправимым последствиям. Данные проблемы побуждают нас к новой серьезной оценке взаимоотношений веры и знания, роли духовного, нравственного измерения в научной, технологической и индустриальной сферах деятельности человека. Охарактеризованные выше глобальные процессы все в большей степени определяют жизнь народов на национальном и местном уровнях. Мало того, эти процессы отнюдь не отменяют, а иногда и усугубляют внутренние проблемы наций и государств. Среди таких проблем можно выделить рост межнациональной, политической и социальной напряженности, преступность, коррупцию, экономическую несправедливость, ослабление влияния нравственных норм. Сознавая это, православные христиане должны утверждать в рамках своих народов идеалы мира и согласия, нормы высокой нравственности, способные изменить к лучшему жизнь отдельных наций и всего мира в наступающем тысячелетии. Эту миссию необходимо также исполнять посредством диалога и сотрудничества со всеми благонамеренными согражданами. Особо важной сферой взаимодействия Церкви с государством и обществом на пороге XXI века становится образование. Утверждение среди наших современников и грядущих поколений богоданных духовно-нравственных идеалов немыслимо без полноценной системы религиозного просвещения, осуществляемого через церковные школы, богословские высшие учебные заведения, катехизические образовательные учреждения, а также через средства массовой информации и дистанционные формы обучения. Содействие развитию такого образования, приносящего очевидную пользу человеку, должно восприниматься как общецерковное и общенародное дело. В этой связи необходимо также активизировать поиск путей взаимодействия Церкви с системой светского образования во всех его формах дошкольной, школьной, профессиональной, высшей. Сочетание восприятия естественнонаучных, гуманитарных и профессиональных знаний с религиозным образованием и духовно-нравственным воспитанием, совершаемым на добровольной основе, поможет формированию целостной личности, а значит, и гармонично живущего общества. Как глобальный, так и национальный контекст общественной жизни вновь ставит перед нами вопрос о роли Церкви и веры в жизни личности, народа и всечеловеческой семьи. Наступление нового тысячелетия, сопровождаемое решительными вызовами традиционному миропорядку, настойчиво требует активизации церковно-общественного и церковно-государственного взаимодействия в самых различных областях. В мире, где преодоление нынешнего духовного, нравственного и мировоззренческого кризиса видится немыслимым без Богочеловеческого действия Церкви, а множество верующих может и должно влиять на все общественные процессы, религиозность нельзя превратить в удел лишь частной жизни гражданина. Православные христиане убеждены, что вера должна быть центром всех дел и слов человека, а потому не может не быть фактором жизни общества и государства. Вместе с тем одной из основ общественной вовлеченности Православной Церкви являются диалог и сотрудничество с людьми других религий и мировоззрений. Предъюбилейная работа, юбилейные программы и мероприятия видятся в свете вышеперечисленных проблем и вопросов, требующих совместной реакции Церкви и общества. Такая реакция может быть выражена в разных формах и разными средствами. Наши мысли и чувства, вызванные состоянием страны и мира на рубеже веков, а также видением будущего, могут стать предметом научных исследований, дискуссии на различных конференциях и семинарах, осмысления в рамках книг, публикаций в СМИ, радио- и телепрограмм, различных форм культурного творчества, включая музыку, кино, театр, изобразительное искусство, спорт. Особое внимание должно быть уделено молодежи людям, вступающим в зрелую жизнь на пороге нового века. Все это задает грандиозное разнообразие форм деятельности, связанной с предстоящим юбилеем. Русская Православная Церковь воспринимает грядущий юбилей прежде всего как молитвенное, духовное празднование таинственного исполнения двух тысячелетий благодатного церковного бытия. Впрочем, она осознает, что многие люди в мире будут делать акцент на наступлении третьего тысячелетия. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая на первом заседании Российского организационного комитета по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства, сказал: "Центральное значение для Церкви православного празднования 2000-летия Рождества Христова ничуть не мешает нашей готовности к соработничеству с инославным миром, верующими нехристианских религий, приверженцами гуманистической традиции. Некоторые из этих людей так же, как и мы, празднуют юбилей Пришествия в мир Господа Иисуса, некоторые прежде всего наступление нового тысячелетия. Церковь стремится к взаимодействию и с теми, и с другими, одновременно, впрочем, помня, что наши совместные дела не должны вступать в противоречие с церковным восприятием юбилея. Сотрудничество Церкви, государства и общества в юбилейный период обещает быть особенно плодотворным. Полагаю, что нам нужно сообща обсуждать предъюбилейные проекты, координировать планы, информировать Россию и мир о нашей работе, принимать важнейшие решения. Ибо грядущая дата это событие, смысл которого простирается далеко за пределы жизни личности, народа, поколения, социальной группы. Пусть юбилей объединит нас, станет нашим общим делом, поможет нам вместе поразмыслить над судьбами России, Европы, мира и одновременно над ролью каждого из нас в созидании этих судеб". Собственно церковное празднование предстоящего юбилея и начинающееся сотрудничество между Церковью, государством и обществом в связи с приближающейся исторической вехой будут неразрывно связаны друг с другом, ибо имеют общую цель показать миру готовность православных христиан к деятельному служению ближним и в конечном счете явить во всей полноте великую глубину слов Христа Спасителя: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14. 6). Координация усилий между Юбилейной комиссией Русской Православной Церкви, с одной стороны, и различными общественными, политическими, научными, культурными и иными подобными организациями, с другой стороны, осуществляется Рабочей группой Юбилейной комиссии по межцерковным связям и по связям с общественностью и научными кругами через Церковно-общественную координационную группу, которой поручается решение практических вопросов по организации взаимодействия Юбилейной комиссии с общественностью. Приложение О направлениях и методе деятельности Церковно-общественной координационной группы по подготовке к празднованию 2000-летия Рождества Христова Основной задачей группы является обсуждение проектов и инициатив, представляемых общественными, политическими, научными, культурными и иными подобными организациями в связи с предстоящим юбилеем. Данные проекты и инициативы могут включать как проведение отдельных мероприятий, так и специальные программы, в частности, научного, культурного и информационного характера. Дав предварительную оценку этим проектам и инициативам, координационная группа через Рабочую группу Юбилейной комиссии Русской Православной Церкви по межцерковным связям и по связям с общественностью и научными кругами представляет наиболее приемлемые из них на рассмотрение и одобрение Юбилейной комиссии с целью получения церковного благословения и/или для внесения в соответствующий план мероприятий и программ, осуществляемых в сотрудничестве с Церковью либо при участии ее представителей. Церковно-общественная координационная группа в рабочем плане обсуждает возможность привлечения православных и светских общественных, политических, научных, культурных и иных подобных организаций к участию в юбилейных программах и мероприятиях, проводимых Русской Православной Церковью по ее собственной инициативе. В случае необходимости группа содействует установлению контакта инициаторов различных проектов с Поместными Православными Церквами и инославным миром. Координационная группа поддерживает тесное взаимодействие с Российским организационным комитетом по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства. В случае соответствующего обращения она содействует представлению в Оргкомитет отдельных проектов и инициатив с целью включения в соответствующие планы мероприятий и изыскания помощи в осуществлении проектов. Координационная группа действует на основе подотчетности Рабочей группе Юбилейной комиссии по межцерковным связям и по связям с общественностью и научными кругами. Координационная группа имеет свой штаб в ОВЦС МП. Время существования Координационной группы определяется временем деятельности Юбилейной комиссии Русской Православной Церкви.