Ради пищи не разрушай дела Божия (Рим. 14, 17)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 15:10:35 15/10/1999
в ответ на: Re: Можно ли рыбу в среду/пятницу? — гг. Шуканъ и Ивановъ ошибаются, отправлено чтецъ Михаилъ 10:11:05 15/10/1999

Дабы ответ МГЧМ не смутил кого-либо, дополню его высказываниями двух замечательных подвижников, наших современников: 
 
Из писем схиигум. Иоанна (Алексеева) ("Письма Валаамского старца") 
 
Конечно телесный труд нужен, ибо без него и плодов не будет. Однако знай, что все телесные труды не как добродетель, а как пособие к добродетели. (П.80)  
 
Вот что говорят святые: "Если подвизаетесь как должно, не гордитесь тем, что поститесь. Если же тщеславитесь сим, то какая польза в посте? Лучше человеку есть мясо, нежели надмеваться и величаться". (П.109)  
 
Мы должны иметь послушание Церкви: что она заповедала, исполнять в точности. Если по немощи, как человецы, что не исполним — укорить себя и каяться. Святой Диадох пишет: "Пост, как орудие, благоустрояющее хотящих к целомудрию, имеет цену, но не перед Богом". Святая Церковь воспевает на 1-й неделе Великого поста в понедельник вечером: "Истинный пост есть злых отчуждение, воздержания языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный". Ученый величайший аскет, преподобный Кассиан пишет так: "Ибо если мы будем поститься на том основании, что будто грешно употреблять пищу, то не только не получим никакого плода от воздержания, но еще, по апостолу, подвергаемся тягчайшему обвинению за нечестие, потому что будем удаляться брашен, которые Бог сотворил для ядения с благодарением верным и познавшим истину; ибо всякое создание Божие хорошо и ничего не гнусно, если приемлется с благодарением. (П.32)  
 
Из писем игумена Никона (Воробьева)   
 
Все подвиги, все доброе должны привести к смирению. И если не приводят, то они чем-либо отравляются. Без смиренного и сокрушенного сердца самые возвышенные и тягчайшие подвиги неугодны Богу. (П.159)  
 
Бывает воздержание неразумное от незнания, упрямства, даже гордости. (П.138)  
 
Все виды подвижничества должны привести человека к глубокому смирению. Если не приводят — то путь избран неверный. (П. 163)  
 
Только при руководстве очень опытных духовных людей могли бы быть допущены те или иные подвиги, но их теперь нет, не найти. (П.265)  
 
Тело нужно больному человеку всячески поддерживать, чтобы оно не стало помехой внутреннему движению. Мешает и слишком здоровое тело, тогда его надо удручать. (П.61)  
 
Если налагать на тело сверх его сил, то получите омрачение духа и еще худшее ослабление тела. Не требуйте от себя больше, чем можете. Надейтесь на милосердие Божие, а не на свои добродетели. Покаяние дано нашему времени взамен дел, коих не стало. Покаяние же рождает смирение и надежду на Бога, а не на себя, что есть гордость и прелесть. (П.69)  
 
Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден он часто. Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и прочее. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда. (П.75)  
 
Лучше всей крепостию молиться или бороться с помыслами и есть мясо, чем вяло влачить свое существование и мнить себя подвижником. Все телесные подвиги должны содействовать внутреннему подвигу. Если мешают, то они от лукавого. (П.270)  
 
Милосердие Божие таково, что недостаточность делания можно было бы восполнить искренним сокрушением сердечным, плачем сердечным или слезами (первое скорее ведет к смирению). (П.277)  
 
Мы должны быть страстеубийцами, а не телоубийцами, последнее может быть вменено и в самоубийство, если делаем по страсти чрез силы. (П.279)


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]