Re (3): Это не сказка...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Eugene 13:14:52 19/10/1999
в ответ на: Re (2): Это не сказка..., отправлено Александр Иванов 07:29:41 19/10/1999

>> Палку может и перегнул, но не думаю, что у героя не было прототипа. А апологии обновленчества (тем более "грязной") я не заметил... 
>  
> Не знаю, может я слишком мнительный... Бросилась в глаза притянутая за уши тема о языке богослужения: "Никакого русского языка. Чем меньше люди понимают, тем легче ими руководить". Соответственно, естественной реакцией нормального читателя будет неприятие взглядов этого Пугала, а значит более благосклонное отношение к переводу богослужения на русский язык. Это я называю апологией, причем именно грязной, т.к. она опирается не на богословскую сторону вопроса, оперирует не доводами в защиту своей точки зрения, а использует грубый психологический прием.  
 
И только! Мне кажется, обновленчество уже давно перестали ассоциировать со стремлением к переводу богослужебных текстов на русский, сошлюсь на того же о. Андрея, который говорит что это была лишь первая подсознательная реакция неприятия обновленчества. Можете ли Вы мне объяснить где "богословская сторона вопроса" в этой проблеме? Почему, спрашивает о. Андрей, алеуты и чукчи имеют право совершать богослужения на родном языке, а русские нет? (Только не надо сейчас бросаться в спор о преимуществах церковнославянского перед русским, я их прекрасно понимаю и уверен, что, перейдя сейчас на русский, потеряем огромное богатство, оставленное нам святыми соотечественниками, однако проблема здесь отнюдь не богословская и ереси тут никакой нет, и как раз психологические аспекты здесь особо важны). Приведу еще здесь слова иг. Тихона (Шевкунова): "если бы вся Церковь служила на русском, я уверен, что кочетковцы служили бы на церковнославянском". 
Вот Вы призывали со снисхождением относиться к новоначальным по вопросу о уставе поста, а от малоцерковного журналиста желтой газеты, который, к моему удивлению, проявил достаточно много понимания духа Православия, требуете безусловного признания духовного богатства церковнославянского, которое рождается только от глубокого знания богослужения и постоянного участия в нем, в то время, когда он, может быть, не знает что такое "яко" и "еси", а "жезаны" и "жеможаху" почитает как сакральные обороты, не говоря уже о "дориносима чинми". 
Неужели Вы не согласны с его основной мыслью, что непонимание богослужения фатально для церковности человека, пусть он и предложил неверный способ решения этой проблемы (который, к тому же, не его, а подсказан той же желтой прессой, в которой активно печатаются исключительно обновленцы). 
А скажите мне честно, Вы на каком языке читаете Апостол дома, келейно, и если, в силу особой ревности, на ц.-слав., то все ли понимаете? 
 
>В описании "шести политических концепций" демократия западного образца противопоставляется всем остальным системам, которые будет использовать Пугало. Выбор за читателя сделан, ему остается только согласиться с ним (кто-нибудь видел обновленца-монархиста?).  
 
Не думаю, что признание демократии, как политического устройства государства, имеющего право на существование, делает из православного сразу обновленца. Нужно относиться с уважением к мнению другого. Такое мнение имели люди и более весомые, чем простые журналисты. Можно привести большое количество богословов и крупных ученых эмиграции, которые считали, что монархическое устройство отходит в прошлое, только святые духом могли видеть будущее возрождение России в качестве монархического государства. Мне кажется, сейчас действительно еще не время проповедовать монархические идеи для спасения России, царя еще надо заслужить, и этим занимаются только экстремисты и циники, подобные описанному. 
 
>Ну, если не нравится слово "обновленчество", возьмите другое, важно не это. Важно, что эта статья путем давления на психику формирует мнение читателя, мнение явно прозападническое, мнение, угодное издателю.  
>  
 
для церковных людей может быть такое впечатление могло возникнуть, однако это не аудитория "НГ". 
 
> А прототипы? Мало ли сумасшедших? Нужно ли знакомить людей с точкой зрения каждого умалишенного? 
>  
 
Не мало. Чем занимаются, к примеру, люди из www.rusk.ru, как не искажением православия "справа"? 
 
> Насчет "угрозы справа", мне кажется, о. Андрей имел ввиду немного другое. То, что отец Серафим (Роуз) называл сверхправильностью. 
 
может быть и не совсем это, спросите у о. Андрея, но сверхправильность от этого дальше, смысл термина "правого уклона" можно опрелить, скажем, из книги "Оккультизм в Православии", но в несколько другом смысле (в смысле политическом) он это обсуждал на холмогоровском форуме. 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]