Эпистолия пространная вельми по поводу странного послания Антон.а


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Lux 01:07:22 21/11/1999:

Кажется, Антон либо основательно меня не понимает, либо просто издевается над всеми нами. В двух графических файлах, которые он не сумел самостоятельно разместить на форуме находятся отдельные стихи, набранные строго по Елисаветинской Библии, в которых буква s используется в полном согласии с правилами, которые я прежде излагал. Ума не приложу, что он пытается нам доказать, но если у него затруднения с цитированием, пусть в дальнейшем ссылается на те книги Св. Писания, которые уже размещены на сайте проекта "Елисавета". Ведь там даже Притчи есть. Все эти тексты содержат образцы грамматически правильного употребления s.  Видимо, мне придется процитировать свое недавнее послание о правилах. 
 
Возьмите любую грамматику и убедитесь, что буква s писалась в словах "злак", "зело", "зверь", "зло", "звезда", "змей", "зелье", "зеница" и в производных от них. Срезневский воспроизвел не более как грамматическое правило (крайне жалею, что не могу сейчас проверить точность Вашей цитаты). Современным языком это можно было бы выразить так: "В слове "зло" и производных от него пишется буква s". Спорить, действительно, не с чем, кроме того, что правило неполное.  
Кроме того, до середины нашего уходящего тысячелетия буква s не использовалась даже в приведенных словах. Ее значение было исключительно численным и означало (и по сей день означает) 6.  
 
Наверное, последние слова были всем, что прочитал Антон, но он не понял и их. Поясняю. Древнерусские писцы в своем родном языке не находили тех звуков, которые были фонетически необходимы южнославянским народам в период составления славянской письменности. Поэтому, например, возникали такие ошибки при написании «ятей". В букве "зело» наши предки тоже особой необходимости не испытывали. За подтверждением прошу обратиться к грамматике Востокова, стр.2. Лишь в середине нашего тысячелетия на Руси стали стараться придерживаться некоторых южнославянских написаний. Далеко не всех и не всегда последовательно, и постепенно правила закрепились. Их же я и привел. Текст Елисаветинской Библии эти правила отражает весьма последовательно.  Если кто желает действительно найти употребление s более или менее обильно, то обращаться нужно к македонским и некоторым другим южнославянским источникам. Но сразу предупрежу, что эта буква там была грамматически оправдана и писалась даже в формах слова «Богъ». Если очень нужно, пришлю образцы. Так что не извольте беспокоиться по поводу написания через s всего злого. 
 
В конце этого письма  привожу графические файлы, присланные Антоном. Всяк любопытный узрит в них правильно употребленные s в словах зло, злословить, змеиный, злой. 
 
Теперь позволю себе ответить на сообщение, которое Антон пытался здесь разместить, но у него не получилось. Прощу прощения, что должен привести его целиком. 
 
Как видите, не такая уж букова s неуловимая, как Вы описывали, употребляется она здесь отнюдь не в цифровом значении, как Вы научно доказывали. Да и из контекста совершенно ясно, что именно она обозначает и в каких словах употребляется.  
 
С этим мы уже, кажется, разобрались. 
 
Для Вашего сведения: s — это вовсе не буква латинского языка. В современном латинском и производных языках так исказили написание латинской буковы "С" c маленькой закорючкой внизу. Признаюсь, времени для споров в интернете у меня мало, да и не вижу особого смысла спорить с теми, кто оценивает буковы, их значение и важность не с духовной, культурной точек зрения, а с голой научной пытливостью. Кстати, что-то на Вашей странице, посвященной русскому языку собственно русских авторов мало.  
 
Ох, Антон, Вы бы хоть за латинский не брались. Что для Вас есть современный латинский язык? Фотокопии рукописей какого века мне здесь разместить, чтобы убедить Вас в том, что эта буква уж ох как давно существует. Пока такие рукописи существуют всякое осмысление языковых реалий в духовной и культурной плоскости просто нелепо. А русских авторов у меня на странице мало по той причине, что мало пишут о церковно-славянском языке в Интернете. Если что найдете — присылайте.  
 
Язык — это национальный способ выражения мысли, духа; его необходимо чувствовать, а не просто полагаться на мнения авторитетов в данной области, которых волнует только доказуемость и научная обоснованность. Тем более неприятно, что большинство таких авторитетов в научной среде люди нерусские, мышление которых весьма отличается от нашего. Сколько раз беsдумно произнес слово — столько раз согрешил. Ваше ехидное искажение названия данной буковы на "зю", наглядно показывает как Вы относитесь в действительности к русскому языку. 
 
Чувствовать язык необходимо, но без реальных знаний это чувствование слепо. Каждый раз, когда я читаю Ваши послания, вспоминаю слова Лихачева. Он как-то посетовал, что много людей пытаются истолковывать Слово о Полку Игореве. Но многие из этих толкований не заслуживают никакого внимания, потому что если человек не знает, например, что такое аорист, то ожидать от него нечего.  Если Вам кажется, что мало русских авторитетов в славистике, станьте таким авторитетом. Но для этого надо много учиться. А букву s не я так обозвал. Но сделано это было, кажется, оттого, что буквы такой в русском алфавите нет, а вы ее упорно употребляете. И перестаньте Вы меня обвинять в нелюбви к русскому языку. Смешно это. 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]