Re: Молитва и экзорцизм


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 21:34:23 26/11/1999
в ответ на: А.Иванову Дальнейшие сооброжения о молитве, отправлено Олег К 09:12:34 26/11/1999:

> Для меня молитва это любое прямое общение с Богом. 
 
Не совсем так. Прямое общение с Богом уже невозможно после грехопадения человека. Именно отсутствием прямого общения объясняется необходимость для человека религии и богослужений. А молитва... — это молитва, мольба, наше смиренное прошение к Богу. 
 
>Любой человек (по моему) психически нездоровый, в православии считается бесноватым  
 
Это не верно. Психически нездоровый и бесноватый — разные понятия. 
 
>и попытка избавить его от этого беса явдляется экзорцизмом в буквальном смысле этого слова.  А экзорцизм как я слышал благославляется даже не всем священникам. Что тут говорить о мирянах. 
 
Я обратился к моему духовнику с вопросом: можно ли молиться за бесноватых (вопрос о молитве за психически нездоровых, полагаю, решен), и чем такая молитва отличается от экзорцизма. Привожу его ответ. 
 
Молиться за бесноватых можно. Различия между молитвой и экзорцизмом заключаются в человеческой психологии. Молитва предполагает возможность наличия некоторого смиренного отношения: не как я хочу, а как Ты. Молясь, мы не ожидаем сиюминутного результата. Экзорцизм — иное. Существует специальный чин отчитки, на который приглашаются люди, ожидающие немедленного (или через известное число сеансов) результата. Чувствуете разницу? 
 
Историческая справка. Лаодикийский собор ограничил деятельность экзорцистов: "Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах..." А "Постановления апостольские" запрещают вообще поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Св.Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем". В пятом веке экзорцисты уже не упоминаются (подробнее об этом: Н.Д.Успенский. Византийская литургия. Б.Т., сб. 21, с. 3).  
 
Несколько святоотеческих цитат по теме: 
 
Прп. Варсонуфий Великий: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть. Нам же немощным остается только прибегать к имени Иисусову" (вопр. 301, с. 223) 
 
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о бесовских страхованиях: "Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой.." 
 
О бесновании "Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего на веки погубить душу" (Собрание писем. М. 1995, с. 217-218) 
 
Свт. Василий Великий: "Человеколюбец Бог употребляет жестокость демонов к нашему уврачеванию, подобно тому, как мудрый врач употребляет яд ехидны к излечению больных". 
 
В приписываемом свт. Клименту Римскому послании "О Девстве" указывается, как одно из служений аскетов, "... посещать одержимых злыми духами, и творить над ними заклинательные молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания"
 
Итак, мы видим разницу между экзорцизмом — заклинательной молитвой, прекословием дьяволу, и обычной молитвой о ближнем. Если экзорцизм Отцы Церкви относят к особому благодатному дару исцелений первых веков христианства и всячески предостерегают от попыток занятия экзорцизмом людей, не очистивших свои сердца, не поработивших собственные страсти, то необходимость смиренной молитвы о ближнем никем из Отцов не ставилась под сомнение. 
 
С уважением, 
Александр Иванов.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]